БЕГЛОПОПОВЩИНА - Страница 5

В конце 40 гг. XIX в. даже у московских старообрядцев осталось только три священника, с лишением которых поповцы боялись утратить и свою веру. Правда, и тогда было много у старообрядцев беглых попов, содержавшихся втайне и переезжавших с места на место для совершения треб, попов, которые стали известны под именем «проезжающих священников». Появился особый род промышленников, которые торговали «проезжающими» попами, покупали их навсегда или на время на Иргизе и торговали их профессией, собирая деньги с исправлявших духовные требы. Своим нравственным уровнем такие «проезжающие» попы немногим отличались от тогда же появившихся так называемых «сумленных» попов, т.е. разного рода проходимцев, которые самозванно присваивали себе священнический сан и священнодействовали у легковерных старообрядцев, живших в какой-нибудь глуши, поскольку некому было крестить младенцев, исповедовать больных, хоронить мертвых, заключать браки и совершать другие таинства. Из-за отсутствия священников многие поповцы стали уклоняться в беспоповщину, особенно в Сибири. Да и в черниговских слободах, на Дону и в иных местах люди стали крестить младенцев сами, заключать так называемые сводные браки или же сходиться на брачное сожитие по благословению родителей. Это тоже было своего рода уклонением в беспоповщину. При таком «конечном оскудении бегствующего священства» ревнители старообрядчества вновь обратились к мечтам о самостоятельной раскольничьей иерархии. Возобновились искания архиерейства, которое послужило бы источником священства. Эти стремления и привели к учреждению в 1846 г. Белокриницкой, или австрийской, иерархии; хотя далеко не все поповцы приняли священников австрийского поставления. Поповщина разделилась на два лагеря: на приемлющих австрийское священство и на беглопоповцев, по-прежнему принимающих бегствующих от Греко-российской церкви священников. Замечательно, что за все время существования Белокриницкой иерархии не было ни одного случая, чтобы беглопоповцы принимали бегствующего священника австрийского поставления, из чего следует, что они совершенно гнушались Белокриницкой церкви и не признавали в ней благодати священства. Другой отличительной чертой беглопоповщины являлась разборчивость в приеме беглых попов; принимая такого попа, они наводили тщательные справки, не состоит ли он под запрещением. Когда последний беглый поп Рогожского кладбища Иван Матвеев Ястребов подчинился новым архиереям, прибывшим из Австрии, то беглопоповцы Московской и смежных губерний стали обращаться со своими духовными нуждами в Тулу, к известному тогда попу Павлу, который резко осуждал незаконность новоявленной иерархии, а архиереев и попов ее именовал самозванцами. До самой смерти попа Павла (в 1862 г.) Тула служила центром, куда стекались беглопоповцы из Московской, Тверской, Смоленской и других губерний, и принадлежавшие к беглопоповщине даже и назывались старообрядцами «по тульскому согласию». Центром беглопоповства затем служила Москва, куда даже из Сибири, за 2 тыс. верст, пешком приходили иногда беглопоповцы, чтобы исповедаться и причаститься. В то же время наряду с такой приверженностью к заветам предков замечается среди беглопоповцев и другое движение. Так, 30 июня 1885 г. в селении Берендино (в Московской губернии, на границе Коломенского и Бронницкого уездов) состоялся собор беглопоповской секты «лужковцев», на котором поставлен был вопрос: «душеспасительно ли вообще священство, воспринимаемое от никониан?», но определенного решения принято не было. См. также БЕГЛОПОПОВЦЫ.



 
PR-CY.ru