Словарь по христианству Б БЕГГАРДЫ

БЕГГАРДЫ

БЕГГАРДЫ – члены религиозных общин, возникших в 1170 г. во Фландрии и распространившихся к началу XIV в. во Франции, Баварии, Швейцарии, Польше. Термины «beguina» и «beg(u)inas», известные в конце XII в. лишь в Нидерландах и Рейнской земле, стали во второй половине XIII в. общепринятыми в Западной Европе и означали как чрезвычайную набожность отдельных верующих-аскетов, так  и ересь с пантеистической окраской (см. Пантеизм); оба значения сохранялись в течение всего Средневековья. По поводу происхождения названий общин беггардов в научной литературе нет единого мнения: одни авторы связывают их с именем св. Беги (VII в.); другие – с именем Ламберта де Бегга (ум. около 1180 г.), одного из основателей первой общины бегинок; третьи – с англо-саксонским словом «beggen» – молиться; четвертые – со старофранцузским «bege» (ныне – «beige»), означавшим цвет некрашеной одежды из грубой шерсти, которую носили беггарды. Наряду с амальриканами и лоллардами беггарды придерживались так называемой ереси свободного духа. Основной идеей этой ереси было убеждение в том, что человек может самостоятельно обрести божественное состояние совершенства (свободу духа) без посредничества церкви и даже без Божьей благодати. Нередко отдельные члены общин беггардов отождествляли себя с какой-либо ипостасью Троицы, с прародителями Адамом и Евой, либо с каким-либо святым. Утверждали, что «свободный духом» член общины не должен никому подчиняться – ни светским, ни церковным властям, поскольку «ubi spiritus Domini, ibi libertas» («Где Дух Господень – там свобода»). Беггарды проповедовали добровольную бедность, общность имущества, безбрачие, оказывали помощь больным и страждущим. Членами общин были преимущественно представители средних и низших слоев общества (ткачи, суконщики, красильщики и крестьяне). В целом беггарды в религиозной форме выражали протест городских ремесленников против феодализма и католической церкви, за что члены общин со временем стали преследоваться инквизицией. Общины беггардов подразделялись на оседлые, члены которых жили за счет своего труда, и на нищенствующие, члены которых жили за счет подаяния. Быстрое распространение нищенствующих общин на территории Германии продолжалось до начала XIV в., создавая тем самым реальную конкуренцию католическим нищенствующим орденам. В конце XIII в. к беггардами примкнула часть «Братьев свободного духа» и фратичелли (участники еретического крестьянско-плебейского движения в Италии; выделились в конце XIII в. из рядов спиритуалов). С 1274 г., после Вьенского собора, осудившего ересь «свободного духа», начались преследования беггардов. В результате многие общины трансформировались в различные католические монашеские ордены, занимавшиеся работой в больницах, обучением и воспитанием детей. В XV в. часть беггардов объединилась с нидерландским мистико-аскетическим течением «Братья общей жизни». В Нидерландах общины беггардов прекратили свое существование в период Реформации, в Польше – в начале XVII в., во Франции их ликвидировала революция 1789 г., в Германии они просуществовали до начала XX в. Отдельные общины беггардов существуют до сих пор в некоторых районах Нидерландов и в Швейцарии.

 
PR-CY.ru