БАУР Фердинанд Христиан

БАУР Фердинанд Христиан (1792–1860 гг.) – немецкий протестантский библеист, историк христианской церкви, основатель и глава Тюбингенской школы экзегезы. «Импонирующая ученость, смелая критика, поразительный дар систематизации и неустанная работоспособность» сочетались в нем, чтобы создать непреходящее значение Баура. «Наука, – говорит один из его учеников, – была собственным, истинным культом Баура; он служил ей с самоотверженной преданностью, почти с беспримерным самопожертвованием сил духовных и телесных». Один из его противников был вынужден, в конце концов, дать о нем такой восторженный отзыв: «Отличительная особенность, составляющая самую характеристическую черту его истории, – это одухотворенность, выспренность его научно-исторических представлений. Под этим следует разуметь никогда не покидающее Баура стремление входить во внутренний смысл событий, им исследуемых, – стремление, так сказать, разрешать факт в идею и давать найденной идее такое или другое, но строго определенное место в общей гармонии целого труда. Такого свойства нельзя в подобной полноте находить не только у более давних церковных историков, но и у некоторых более новых и замечательных. Такого господства над материалом, какое видим у Баура, нет даже у «отца новейшей церковной истории» Неандера, потому что его преимущественное тяготение к характеристике отдельных личностей, если и не низводит целостности его труда к биографическим очеркам, во всяком случае, много мешает прямому раскрытию проводимых им идей. Напротив, Баур в своей истории ведет дело раскрытия исторического развития церкви с таким искусством, что не останется ни одной важной стороны церковной истории, которая не вошла бы так или иначе в его систему как звено, нужное для гармонии целого, причем движущие принципы указываются не в характере отдельных личностей, но в совокупности исторических данных в их целом» (проф. А.П. Лебедев). Родился Баур в Шмидене близ Штутгарта в семье пастора, с 1809 по 1814 гг. изучал богословие в Тюбингенском университете. Пробыв некоторое время приходским пастором, Баур в 1817 г. стал профессором семинарии в Блаубейрене, в которой и сам раньше учился. Здесь он пробыл десять лет и на всю жизнь сохранил об этом времени наилучшие воспоминания, здесь издал «Symbolic und Mithologie oder die Naturreligion des Altertums» («Символика и мифология, или Естественная религия древности»; две части в 3 тт., 1824–1825). Сочинение дало ему имя и открыло дорогу к кафедре, которую он получает в 1826 г. при необычных условиях. Богословский факультет Тюбингена внес его имя в число кандидатов, но сомневался в ортодоксальности его воззрений. В этот момент выступила группа студентов (124 человека) и внесла в факультет за него петицию. Министерство также находило его назначение желательным. Баур вступил на кафедру, приветствуемый, прежде всего, своими учениками по Блаубейрену, в числе которых находился будущий автор «Жизни Иисуса» Давид Штраус. Десять лет предварительной работы в захолустье дали возможность Бауру выступить на кафедре вполне сформировавшимся ученым и сразу овладеть аудиторией. Его манера изложения не могла не увлечь молодежь. «История без философии для меня всегда останется мертвой и немой», – заявил он уже в первой работе и философски освещал все свои исторические изыскания. Ординарным профессором богословия в Тюбингене Баур состоял до самой смерти. Его труды открыли собой новую эпоху в области истории догматики, церковной символики и библейской критики. В ранний период своей научной деятельности Баур испытал влияние идей протестантского теолога Фридриха Эрнста Даниеля Шлейермахера (1768–1834 гг.). Будучи его последователем, он уже в сочинениях «Das manichäusche Religionsystem» (1831) и «Die christliche Gnosis oder die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtlichen Entwickelung» (1835) перешел на позиции гегельянства, которому оставался верен и в своих позднейших исследованиях по философии церковной истории.

 



 
PR-CY.ru