БАДЕНСКАЯ (Фрейбургская, Юго-Западногерманская) ШКОЛА - Страница 5

Первый способ соответствует естественным наукам, а второй – истории, предметом которой Баденская школа рассматривала культуру как особую сферу опыта, в которой индивидуальность исторического является индивидуальностью ценности, а последняя и определяет индивидуальные различия, существенно уникальные в историко-культурном процессе. А так как историю интересуют исключительно индивидуальные явления, она, согласно мнению «баденцев», заведомо лишена каких-либо законов. Придерживаясь первоначально исключительно формально-логического размежевания исторических и естественных наук, Рикеерт наметил впоследствии и другую линию – содержательную, считая, что, в отличие от естествознания, история занята, главным образом, духовной жизнью, которая одна имеет установку к ценности. Речь идет о качественном своеобразии исторического материала. Однако Риккерт все же назвал историю «наукой о духе». Всячески подчеркивая ее связь с культурой как благом, в котором осуществлены ценности, он сделал вывод о взаимообсловливании их друг другом: культурные ценности делают возможной историю как науку, а история создает культурные блага, в которых осуществляются культурные ценности. Логическим итогом подобного рода рассуждений стал вывод, как теперь должна называться историческая наука: это должна была быть наука о культуре. Однако эта наука имеет дело не с действительным содержанием культуры, как реальностью, в которой уже осуществлены ценности, а с культурой, которая сама есть эти ирреальные, оторванные от действительности, «свободно парящие» ценности; т.е. с только «имеющей смысл» культурной реальностью в ее однократном временном течении. В более поздних работах представители Баденской школы приходят к своеобразной мистификации учения о ценностях. Так и не обоснованное ими ранее искомое единство имманентного и трансцендентного, сущего и ценности достигается теперь в некоем «интеллигибельном мире», а сами ценности, наряду с традиционно присущей им особой формой существования – значимостью, наделялись онтологическим статусом бытия. «Философия ценностей» Баденской школы и особенно ее методология пользуются значительным влиянием в современной буржуазной социологии и исторической науке (К. Шульц, В. Таймер, Г. Риттер и др.). Социологический агностицизм Баденской школы используется буржуазными и правосоциалистическими теоретиками в идеологической борьбе против марксизма и революционного рабочего движения. В. Таймер и другие не скрывают субъективистского характера исторической теории Баденской школы, они открыто говорят о том, что в исследовании нужно из всего многообразия общественных явлений выбирать лишь то, что «нас интересует», что имеет отношение к «нашим актуальным проблемам, к нашим желаниям и ценностям». Современные последователи Баденской школы, развивая традиционную для неокантианства «критическую» интерпретацию Канта, приходят к открытому волюнтаризму, утверждающему решающую роль субъективной воли и идеалов в определении общественной деятельности человека. Лит.: Плеханов Г.В., О книге В. Виндельбанда, Соч., т. 17, М., 1925, с. 155–59; его же, О книге Г. Риккерта, там же, с. 188–93; Аксельрод Л.И., Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Ив.-Возн., 1924; Асмус В.Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; Ситковский Α., Неокантианство // В кн.: Из истории философии XIX века, М., 1933; Григорьян Б.Т., О современном неокантианстве, «Вопросы философии», 1957, № 4.



 
PR-CY.ru