БАДЕНСКАЯ (Фрейбургская, Юго-Западногерманская) ШКОЛА - Страница 2

Последователями Баденской школы были: профессор философии в Тюбингене Xристов Зигварт (1830–1904 гг.), профессор философии в Гейдельберге Эмиль Ласк (1875–1915 гг.), профессор Гарвардского университета Гуго Мюнстерберг (1863–1916 гг.), советский и российский социолог Игорь Кон (1928–2011 гг.), профессор университета во Фрейбурге Рихард Кронер (1884–1974 гг.), исследователь Восточной Африки Ганс Мейер (1858–1929 гг.), немецкий социолог, политолог, историк и экономист Максимилиан (Макс) Карл Эмиль Вебер (1864–1920 гг.) и др. В дореволюционной России последователями Баденской школы были правовед, социолог и философ Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920 гг.), философ и публицист Сергей Иосифович Гессен (1887–1950 гг.), историк, философ и публицист Борис Валентинович Яковенко (1884–1949 гг.); в СССР – историк-медиевист Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863–1942 гг.). Подобно И. Канту и представителям Марбургской школы неокантианства, «баденцы» ставили в качестве первостепенной задачу трансцендентального обоснования знания, его всеобщего и необходимого характера. Однако, в отличие от своих предшественников, ориентировавшихся, главным образом, на математическое естествознание) «баденцы» переносят акцент на выражение логико-методологических особенностей исторической науки и исторического познания в целом. Такая переориентация исследовательских поисков оказывается в рамках Баденской школы тесно связанной со специфической трактовкой самого предмета философии. В основу его понимания «баденцы» кладут так называемую «мировую проблему», или проблему отношения «Я» к «миру», что в гносеологическом (познавательном) плане равносильно отношению субъекта (S) к объекту (O). Задачей философии становится, с этой точки зрения, «показать, каким образом S и O объединяются в едином понятии о мире, показать нам место, занимаемое нами в мировом целом», т.е. дать мировоззрение. Именно в этом и Вильдебанд, и Риккерт усматривали главное отличие философии от всех специальных наук и, более того, неизменность самого понятия философии. Осмысливая это единство «Я» и мира, представители Баденской школы подвергли критике объективизм и субъективизм в философии и науке в трактовке проблемы единства O и S. Объективизм (здесь имеются в виду, главным образом, материализм и позитивизм) сводит S к O, вовлекая его в единую причинно-следственную связь объектов. При этом сам мир превращается в индифферентное бытие вне культуры, в процесс, о смысле и значении которого нельзя спрашивать. Это, в свою очередь, делает невозможным построение мировоззрения, включающего в себя ряд смысложизненных вопросов, на которые не в состоянии ответить наука с ее объективирующими методами. В аналогичной ситуации, по мнению «баденцев», оказывается и субъективирующая философия, распространяющая категорию S на все действительное бытие, рассматриваемое как мир воли и деятельности. Понимаемый таким образом мир оказывается таким же непонятным и лишенным какого-либо смысла, как и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового «Я», которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S. И объективизм, и субъективизм оказываются не в состоянии дать удовлетворительное решение проблемы единства «Я» и мира и, таким образом, выработать подлинное мировоззрение, предполагающее выдвижение на первый план вопроса о смысле жизни и ее ценности, а также то, каким образом S, как простой объект среди объектов, может иметь отношение к ценностям, придающим смысл его жизни. Главная ошибка описанных способов философствования заключается, по Риккерту, в том, что используемое ими понятие о мире является слишком узким, оно не выходит за пределы действительного бытия, являющегося лишь частью мира, который включает в себя еще и ценности. Таким образом, единство «Я» и мира оказывается возможным только как единство действительности и ценности.

 



 
PR-CY.ru