БАР-ЭБРЕЙ Григорий, Абульфарадж

БАР-ЭБРЕЙ Григорий, Абульфарадж (в миру Иоанн; 1226–1286 гг.) – энциклопедист-полигистор, светило сирийской литературы, одновременно и арабский писатель-историк. Сын крестившегося врача-еврея, он долго жил в Сирии; получил звание мосульского мафрияна (главы восточных яковитов-монофизитов). В каждой области сирийской науки и письменности Бар-Эбрей пытался подвести итоги трудам предшественников, стараясь использовать и плоды арабской науки; знал и греческий язык. Больше всего он писал по-сирийски. Обильны и объемисты его работы по библейской, ветхозаветной и новозаветной экзегезе. Много занимался и древнегреческой философией – аристотелевско-неоплатонической, больше всего следуя арабским философским трудам Ибн Сины (Авиценны, X–XI вв.). Из греко-сирийских и арабских трудов Бар-Эбрей черпал для сочинений по математике и астрономии, а также медицине, которую хорошо знал; переводил арабский медицинский канон Ибн Сины. В филологических сочинениях по сирийскому языку Бар-Эбрей – решительный сторонник арабской, а именно Замахшариевой (XII в.) грамматической системы. Как епископ, живший вдобавок в эпоху монгольского разорения, Бар-Эбрей внес в свою «Книгу этики» дух аскетизма, равно как и в «Книгу голубя», предназначенную специально для руководства монахам-отшельникам. В отредактированной им «Кормчей книге» он дал нравственное и юридическое законоположение для всей яковитской паствы. Наставительный и пессимистический характер носят и его ценившиеся за изящество элегично прочувствованные стихотворения. Не следует, однако, представлять себе Бар-Эбрея аскетическим ненавистником живой радости. Даже будучи старым, он составил сборник «Смешные рассказы», начало которого – поучительные изречения древнегреческих, персидских, индийских и еврейских мудрецов, христианских и мусульманских подвижников, но далее идут басни и веселые анекдоты; автор предназначал их для читателей «всех религий и национальностей». Наконец, Бар-Эбрей известен как выдающийся и талантливый историк, автор по-сирийски написанной всеобщей светской («Chronicon syriacum») и специальной церковной истории («Chronicum ecclesiasticum»). Сирийскую светскую всеобщую историю он сам впоследствии переработал по-арабски, кое-где сократив, а кое-где (например, в отделе сведений о медицинской и математической литературе) пополнив на основании мусульманских источников, озаглавив: «Сжатая история династий» («Historia compendiosa dynastiarum», Оксфорд, 1663–1672). Для своей паствы, разговорным языком которой был арабский, Бар-Эбрей немало писал по-арабски (и не только по истории). Многие сирийские труды Бар-Эбрея популярно изложил по-арабски его младший современник, тоже яковит, Даниил Бар-Хаттаб. Библиография даже одних напечатанных произведений Бар-Эбрея огромна: например, «История сирийской литературы» Райта, в переводе П. Коковцова (СПб., 1902); наиболее существенное – в «Очерке истории сирской литературы» А. Крымского («Семитские языки и народы», ч. 2, M., 1910, в «Трудах по востоковедению» Лазаревского института). Превосходна статья Нельдеке о Бар-Эбрее в «Orientalische Skizzen» (1892 г.), общедоступная и без библиографии.

 
PR-CY.ru