БАРСОВ Алексей Кириллович

БАРСОВ Алексей Кириллович (1673–1736 гг.) – справщик синодальной типографии в Москве и видный церковно-административный деятель. Сын священника московской Троицкой церкви. Обучение начал в Типографской школе на Печатном дворе. После прибытия в Россию Софрония и Иоанникия Лихудов учился у них, сначала в школе при Богоявленском монастыре, затем в созданной на ее основе Славяно-греко-латинской академии, где освоил курс наук по программе пяти классов, заведенных Лихудами. Его соучениками были Ф.П. Поликарпов и Н. Головин. Вместе с ними он перевел с греческого на славянский язык полемическое сочинение Лихудов «Акос» с обличением взглядов Сильвестра Медведева, а также другие произведения своих учителей, выступавших за «чистоту» православия против католиков и протестантов. Учёба у Лихудов оказала решающее влияние на формирование личности Барсова. После окончания курса (как хорошо владевший греческим языком) он был назначен на должность типографского справщика и вместе с Софронием Лихудом и архимандритом Феофилактом Лопатинским занимался в 1712 г. исправлением славянского перевода Библии. Барсов производил также сверку изданий Киево-Печерской типографии с московскими (обнаружил, в частности, расхождения в текстах «Триоди»), принимал ближайшее участие в сношениях России с восточными патриархами, переводил переписку с ними Синода. В 1725 г. назначен («по усмотрению» Гавриила Бужинского) учителем греческого языка в Славяно-греко-латинскую академию; преподавательскую деятельность совмещал с должностью справщика. В 1731 г. Барсов стал директором Московской синодальной типографии, но его служба в новой должности оказалась непродолжительной: на его судьбе как стороннике Стефана Яворского тяжко отразилась известная ссора Яворского с Феофаном Прокоповичем. В мае 1732 г. Барсова взяли в Тайную канцелярию, в августе того же года он был отправлен под караулом в Петербург, где умер во время следствия. Вовлеченный в сложную идейно-политическую борьбу, Барсов стал жертвой интриги между Ф. Прокоповичем и его противниками – Ст. Яворским, Ф. Лопатинским и др. Он обвинялся в том, что читал принадлежавшие попу-расстриге Осипу две рукописные тетради «о поношении» Феофана Прокоповича, поддерживал связи с архимандритом Маркелом Радишевским, обвинявшем Феофана в неправославии, давал читать своим ученикам «сумнительые сочинения»: «Повесть о юноше, называемом Премудром, а в нем жил бес», «Повесть о спасительной иконе, бывшей у царя Мануила», «тетратку о деянии, бывшем в Константинополи от четырех патриархов, о поставлении Московского патриарха, которое показует, что бутто бы в Москве бысть без патриарха».

 



 
PR-CY.ru