БАРОНИЙ Цезарь - Страница 2

После смерти Барония работа над «Анналами» была продолжена. В 1689 и следующих годах францисканец А. Паджи сделал в четырех томах ценные дополнения и поправки к труду Барония под заглавием «Critica historico-chronologica in Annales Baronii», которые впоследствии издавались вместе с «Анналами». Затем О. Ринальди написал еще девять томов (1646–1677), доведя изложение событий до 1565 г., а Ж. Ладерчи охватил в следующих трех томах период до 1571 г. (1728–1737). Публикация критических комментариев к «Анналам» Барония («Critica historico-сhronologica in Annales ecclesiasticos», 1689–1705), написанных францисканцем А. Паджи, была закончена в 1705 г. Эти комментарии и продолжение труда Барония, написанное О. Ринальди, были включены в критическое 38-томное издание «Анналов», предпринятое Дж.Д. Манси (1738–1759). В таком виде «Анналы» выходили в последующих переизданиях. А. Тейнером было написано продолжение «Анналов» до 1590 г. (1856) и осуществлено полное переиздание в 37 томах (1856–1883). Несмотря на то, что «Анналы» Барония издавались неоднократно и притом с продолжением, превышавшим по размерам саму работу Барония, они доселе являются непременным пособием для историка церкви. Их ценность возрастает по мере приближения к последним томам. Один из самых видных русских византологов профессор Ленинградской духовной академии, историк церкви Н.Д. Успенский (1900–1987 гг.), изучая события середины IX в. в Византии, заявил: «Начитанность Барония и его обширное знакомство с рукописными сокровищами, из которых иные и теперь еще не сделались достоянием печати, наконец, свод всего литературного материала, доступного его учености и исключительному положению, справедливо обеспечивают за «Анналами» Барония почетное место между источниками церковной истории. Дошедши до Барония при изучении вопроса о Соборе 842 г., мы не могли не испытать удручающего чувства, вызванного сознанием малой ценности успехов, сделанных после Барония». Как работа, появившаяся с определенной целью парализовать действие «Магдебургских центурий», «Анналы» Барония проводят нередко узкую партийную точку зрения на события. «Моя задача, – говорит автор, – показать через все века, насколько сознавалось и сохранялось видимое главенство католической церкви, установленное Христом, основанное на Петре и ненарушимо хранимое и никогда не повреждаемое его законными истинными наследниками, римскими первосвященниками». Отсюда Бароний признает неоспоримой достоверность сказания, что апостол Петр был в Риме в 44 г. и в течение 25 лет занимал кафедру как епископ Римский. Политические идеи Барония отражены в его «Трактате о Сицилийской монархии» («De monarchia Siciliae»). Первоначально трактат входил в состав «Церковных анналов», был опубликован в 11-м томе (1605 г.). Впоследствии он был изъят из текста и опубликован отдельно (1609 г.), осужден эдиктом испанского короля Филиппа III (1598–1611 гг.) из династии Габсбургов, поскольку в трактате оспаривались права Испании на Сицилию и Неаполитанское королевство, и осуждалось вмешательство короны в церковные дела. Две работы Барония о Брестской унии 1596 г. и образовании греко-католической церкви получили распространение во французском переводе. В них наряду с вопросами церковной политики и догматики шла речь о происхождении русских, их нравах, верованиях, укладе жизни. В 1603 г. в Кракове был опубликован перевод «Анналов» Барония на польский язык, выполненный П. Скаргой («Roczne dzeje kościelne»). Это издание впоследствии широко использовалось украинскими православными полемистами, в частности Захарием (Копыстенским), в 20 гг. XVII в., и свт. Димитрием Ростовским. По краковскому изданию 1687 г. старообрядец-беспоповец Игнатий сделал перевод «Анналов» на церковнославянский язык, который имел широкое хождение среди беспоповцев и назывался «Годовые дела церковные от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вновь переведенные, нужнейшие вещи из Барониуса, второго друкования». Выписки из «Барония», сделанные старообрядцами, входили в состав многих «Цветников», особенно поморских, отличались неточностями в изложении фактов, а иногда их полной недостоверностью. В 1719 г. «Анналы» были опубликованы Синодом под названием «Деяния церковные и гражданские от Р. Х. до XIII столетия». В 1745 г. папой Бенедиктом XIV (1740–1758 гг.) Бароний был провозглашен «досточтимым слугой Божиим» (venerabilis servus Dei). См. также БАРОНИЙ, рукопись.



 
PR-CY.ru