Словарь по христианству Б БАРОНИЙ Цезарь

БАРОНИЙ Цезарь

БАРОНИЙ Цезарь (1538–1607 гг.) – кардинал, историк церкви, автор колоссального, доселе не потерявшего значения, 12-томного труда по церковной истории «Церковные анналы» («Annales ecclesiastici»). Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца в 19 лет вступил в духовную конгрегацию ораториан, основанную в 1558 г. католическим св. Филиппом Нери (1515–1595 гг.), преемником которого впоследствии он стал (в 1595 г.). С 1564 г. Бароний – пресвитер, с 1594 г. – духовник папы Климента VIII (1592–1605 гг.), с 1596 г. – кардинал, с 1597 г. – библиотекарь-префект Ватиканской библиотеки. После смерти Климента VIII Бароний рассматривался как один из претендентов на папский престол, а чуть позднее и Льва XI (апрель 1605 г.). Он известен, прежде всего, своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано «Житие св. Амвросия Медиоланского». Бароний участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной папой Григорием XIII (1572–1585 гг.), в 1582–1586 гг. работал над изданием Римского мартиролога. Но из-за ошибок как составителя, так и работников типографии папское одобрение получило только его третье издание (январь 1584 г.). Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. («Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae»), которое впоследствии неоднократно дорабатывалось. Протестантскими богословами в 1559–1574 гг. были изданы  «Магдебургские центурии» («Centuriae Magdeburgenses») – церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации, где каждый из 13-ти томов был посвящен одному веку. Вся эта сложная работа была вызвана желанием протестантского мира воспользоваться церковной историей для отражения нападок со стороны раздраженных Реформацией католиков и для разрушения главных опор католицизма. Работа велась секретно, потому что все материалы находились в библиотеках католических монастырей. «Магдебургские центурии», естественно, оказались полемическим произведением. Главным виновником извращения и помрачения церкви авторы считали папство и беспощадно изобличали это «антихристово царство». «Центурии» произвели громадное впечатление не только в протестантском мире. Баронию была поручена подготовка исследования, которое с позиций католической церкви должно было им противостоять. Бароний ответил 12-томными «Церковными анналами» («Annales ecclesiastici a Christo nato», 1588–1607), где повествование велось по годам от Рождества Христова (двенадцать томов охватывали двенадцать веков нашей эры). В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Баронию удалось довести изложение событий до 1198 г. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской библиотеке, Бароний привлек большое количество документов по истории Западной и Восточной церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее не известные. Он был членом монашеской римской конгрегации ораторианцев, где с самого основания был заведен обычай на ежедневных собраниях читать оригинальные произведения ее членов, представлявшие биографии великих деятелей церкви и др. Бароний выступил здесь очень энергичным сотрудником, обратился к изучению источников и стал делать из них выписки. Эти выписки получили особую цену потому, что многие из них были извлечены из рукописных, малодоступных сокровищ Ватикана. Такое собирание материала продолжалось у него около 30 лет. Барония увлекала чистая любознательность, и он сначала не предполагал использовать свое собрание. Но друзья убедили его дать отпор «Магдебургским центуриям». В своем сочинении Бароний попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок римских катакомб, предпринятых в 1578 г. Несмотря на то, что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (главным образом, в переводах греческих источников), труд Барония получил высокую оценку и католиков, и протестантов (обе конфессии почитают его «отцом церковной истории»).

 



 
PR-CY.ru