БАПТИСТЕРИЙ, крещальня - Страница 2

Впоследствии, невзирая на все изменения архитектурных стилей, баптистерии сохраняли восьмиугольную или круглую формы, как, например, баптистерий в Ночера (в настоящее время – церковь Санта Мария Маджоре), построенный между IV и VI вв. Здесь купель окружена колоннами, поддерживающими купол, и обходной галереей со сводчатой кровлей. Интересен баптистерий при кафедральном соборе Равенны (Италия), датируемый первой половиной V в. или даже более ранней эпохой. Известный как «Баптистерий православных», он представляет собой кирпичный восьмигранник (диаметр около 11 м), перекрытый низким куполом, снаружи защищенным черепичной крышей. С IX в. количество баптистериев уменьшается, как и размеры купели, поскольку практически всех крестят еще младенцами, и баптистерий уже не бассейн, а вместительная переносная чаша. Однако в часовнях и храмах сохраняются и стационарные купели. На Западе было принято ставить купель у западной стены, ближе ко входу, на Востоке – в особом притворе храма. Один из величайших баптистериев в мире – белое мраморное здание в Пизе, где кафедральный собор, звонница (кампанила), крытое кладбище Кампосанто и баптистерий образуют удивительный по красоте архитектурный ансамбль. Строительство баптистерия было начато Диотисальви в 1153 г., завершилось около 1278 г., а в XIV в. приобрело некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр около 18 м). Стены баптистерия, украшенные аркатурами из белого мрамора, превосходно гармонируют с нарядным обликом соборного ансамбля. Купель имеет восьмиугольную форму, а расположенная возле нее мраморная кафедра (шедевр Николо Пизано, датируемый 1260 г.) – шестиугольную. Не менее выразителен флорентийский баптистерий (XIII в.), представляющий собой (наряду с церковью Сан Миньяно) постройку проторенессансного типа. По своей конструкции эти постройки являются еще доготическими, но у них есть примечательные особенности: в декорировке фасадов использованы детали античного ордера (колонны и пилястры с коринфскими капителям), а стены сплошь облицованы цветными мраморными капителями. Мраморная инкрустация придает им очень своеобразный вид: весь фасад четко расчерчен на прямоугольники различной величины и сочетания с кругами и дугами арок. К XIII в. интерес к роскошным автономным баптистериям повсеместно исчез вместе с практикой массовых крещений на Пасху. Лишь во Флоренции, Пизе и других итальянских городах подобные баптистерии продолжали возводиться, возможно, чтобы не нарушать изначального градостроительного замысла. В готической архитектуре предпочтение отдавалось второму и третьему видам баптистериев, а в русском православии возобладали баптистерии третьего вида – с переносной купелью в нартексе, т.к. крестили преимущественно маленьких детей. В связи с возросшим в XX в. числом желающих принять крещение сознательно, будучи взрослыми, баптистерии снова приобретают былую важность. В конце XX в. в Русской православной церкви возникла потребность в отдельных баптистериях в связи с массовым обращение взрослых людей в православие и возврата священнослужителей от практики обливания к практике погружения, но современное строительство баптистериев РПЦ носит единичный характер.



 
PR-CY.ru