БАПТИСТЫ - Страница 7

Значительный рост южных баптистов наблюдался между 1940 и 1980 гг. Члены этой конвенции отличаются активным миссионерством, ревайвелистским рвением в помощи бедным, неутомимым проповедничеством и жесткой централизацией деятельности всех структур. Южная баптистская конвенция – единственная из крупных деноминаций в Америке, которая не является членом Национального совета церквей Христа (НСЦХ) и Всемирного совета церквей (ВСЦ). В 50 гг. XIX в. в Теннеси зародился лэндмаркизм. Идеологи этого течения утверждали, что только баптистские общины являются истинными церквами и что они существовали на протяжении всей истории христианства. Лэндмаркисты провозглашали наличие особого и единственно истинного баптистского «апостольского преемства». В 1854 г. Дж.М. Пендлтон издал книгу «Восстановление старых вех» (An Old Landmark Reset), в которой утверждал, что в Новом Завете нет упоминаний о «вселенской церкви», следовательно, местные общины абсолютно независимы и являются истинными наследниками христиан апостольских времен. В 1905 г. лэндмаркисты и независимые баптистские общины создали Американскую баптистскую ассоциацию (American Baptist Association) в штатах Оклахома, Техас и Арканзас. Северная баптистская конвенция (Northern Baptist Convention) окончательно сформировалась в 1907 г. В 1950 г. она была переименована в Американскую баптистскую конвенцию (American Baptist Convention) и в 1973 г. получила современное название – Американские баптистские церкви в США (American Baptist Churches in the USA). Эта организация по количеству членов значительно отставала от южных баптистов. Внутри конвенции зрели теологические разногласия между северными и западными баптистами, которые впоследствии основали свою Американскую баптистскую ассоциацию. Противники межхристианских контактов составили две большие группы фундаменталистов, в 1932 г. одна организовала Ассоциацию регулярных баптистских церквей (Association of Regular Baptist Churches), другая в 1947 г. – Ассоциацию консервативных баптистов Америки (Conservative Baptist Association of America). Северные и южные баптисты развивались параллельно, каждое направление в соответствии со своими региональными особенностями, различаясь в решении богословских вопросов, в понимании целей и задач миссионерского служения, в молитвенной практике и в отношении к экуменическому движению. Особой сферой заботы северных баптистов было негритянское население, в результате большинство американских баптистов составляют так называемые «черные церкви», объединяющие негритянское баптистское население. Во время «Великого пробуждения» многие рабы приняли крещение. Быстрый рост негритянских баптистских общин в США начался после Гражданской войны и отмены рабства. Возникло множество региональных конвенций, в 1880 г. – Национальная баптистская конвенция (National Baptist Convention). К 1900 гг. среди негритянского населения было гораздо больше баптистов, чем представителей других деноминаций. Баптистские общины часто играли роль социальных и духовных центров для черного населения Америки, общины под руководством М.Л. Кинга занимали заметное место в движении за гражданские права в 60 гг. ХХ в. Черные баптистские общины не ослабляли своей активности и в 80 гг., что позволило им выдвинуть своего кандидата пастора Джесси Джексона на президентских выборах в 1984 и 1988 гг. В настоящее время в США существуют четыре основные деноминации баптистов: Южная баптистская конвенция (15,4 млн.), Американские баптистские церкви в США (1,5 млн.), Национальная баптистская конвенция США (8,2 млн.), Национальная баптистская конвенция Америки (3,5 млн.). Две последние – негритянские. Первую баптистскую общину в г. Хортон (провинция Новая Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Новой Англии; в общину входили как баптисты, так и конгрегационалисты.

 



 
PR-CY.ru