БАПТИЗМ - Страница 4

Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной «революции духа», следуя социальному евангелизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек (к концу 1920 гг. по сравнению с 1917 г. число баптистов возросло примерно впятеро). Однако репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию. Большинство общин евангельских христиан и баптистов было закрыто в административном порядке с введением «Законодательства о религиозных культах» (1929 г.). Оба союза практически прекратили свое существование. Во время Великой Отечественной войны запретительные меры были несколько ослаблены. В октябре 1944 г. баптисты и евангельские христиане объединились во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов СССР (ВСЕХБ). Союз, во главе с избираемым съездом Всесоюзным советом, получил официальный статус. К нему в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников (см. Пятидесятничество), а в 1963 г. – братские меннониты (см. Меннонитство). Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах (в начале 1990 гг. ВСЕХБ распался). В послевоенные годы ряды евангельских христиан-баптистов выросли, численность церкви достигла 200 тыс. человек. Но в 1960 гг. началась новая активизация административной борьбы с религией, было закрыто множество молитвенных домов. Руководство ВСЕХБ было вынуждено принять «Положение о ВСЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», в которых ограничивались традиционные баптистские свободы крещения по вере и проповеди. Это породило движение протеста, возглавленное с 1961 г. «инициативной группой», а с 1962 г. «Оргкомитетом» по созыву съезда ЕХБ, который не собирался с 1926 г. Данное движение стало выпускать неподцензурные журналы «Вестник спасения», затем – «Вестник Истины» и «Братский листок». С конца 1980 гг. начался выход из союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников). В современной России функционирует Союз церквей евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (имеет свыше 1000 общин, 100 тыс. членов, два духовных учебных учреждения, 38 региональных объединений) и Совет церквей евангельских христиан-баптистов (около 400 общин, свыше 20 тыс. верующих). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается. Благодаря интенсивной миссионерской деятельности баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Еще в 1763 г. баптисты начали свою миссию на Ямайке. В 1792 г. Уильм Кэри (1761–1834 гг.) создал Английское баптистское миссионерское общество и предпринял миссионерское путешествие в Индию. В 1814 г. основано Американское общество баптистской внешней миссии. В XIX в. развивалась баптистская миссия в Индии, Австралии, в странах Африки, в Латинской Америке. Баптистские церкви были созданы в Австралии в 1831 г., в Новой Зеландии – в 1854 г. С 1918 г. баптисты развили миссионерскую деятельность на Цейлоне, с 1814 г. – в Бирме, с 1860 г. – в Японии, с 1870 г. – в Китае, с 1880 г. – в Бразилии. Членами баптистских общин в настоящее время являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. Мировой баптизм сегодня – это крупнейшая протестантская церковь, действующая во всех странах и регионах. Лит.: Баньян Дж. Духовная война. Путешествие пилигрима в небесную страну, 1921; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965; Кислова А.А. Идеология и политика американской баптистской церкви. М., 1967; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997, Вероучение Евангельских христиан-баптистов. – «Братский вестник», 1985; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; История баптизма. Одесса, 1996. См. также БАПТИСТЫ



 
PR-CY.ru