БАПТИЗМ - Страница 3

В первой половине XIX в. баптисты США стали утверждать свои региональные и общенациональные организации для координации деятельности. Наиболее влиятельной из них стала «Трехлетняя баптистская конвенция» (1814 г.). Ко времени Гражданской войны значительное число американских негров стали баптистами и в конце XIX в. создали свои организации. Споры по проблеме отношения к рабству разделили баптистов в Америке. В то время как южные баптисты сильнее склонялись к фундаментализму и не присоединялись к экуменическому движению (см. Экуменизм), северные баптисты были сторонниками новой либеральной теологии, прежде всего, «социального евангелия» (У. Раушенбуш, Ш. Мэтъюс). Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905 г.), объединившего уже около 7 млн. верующих. Главными баптистскими объединениями в США являются Американские баптистские церкви в США, Национальная баптистская конвенция Америки, Национальная баптистская конвенция США, Прогрессивная национальная баптистская конвенция и Южная баптистская конвенция. Кроме того, в США имеются более мелкие объединения баптистов, которые отличаются в отдельных пунктах вероучения от больших союзов. Баптистское проникновение в континентальную Европу происходило в начале XIX в., прежде всего, благодаря деятельности немецкого пастора и богослова Иоганна Герхарда Онкена (1800–1884 гг.). Европейская баптистская федерация была создана в 1949 г. Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали проблемы мировоззренческой ориентации личности, психологии веры, свободы совести и т.п. Среди идеологов баптизма XX в. и его оппонентов (социальных философов и политических деятелей), во многом определивших облик западной культуры, евангелические проповедники Чарльз Спёрджен (1834–1892 гг.) и Билли Грэм (род. в 1918 г.), лидер социального евангелизма Уолтер Раушенбуш (1861–1918 гг.) и его суровый критик Райнхольд Нибур (1892–1971 гг.), фундаменталист Дуайт Муди (1837–1899 гг.), модернист Шейлер Мэтъюс (1863–1941 гг.), негритянский лидер Букер Талиафер Вашингтон (1856–1915 гг.), борец против расизма Мартин Лютер Кинг (1929–1968 гг.) и символ религиозных правых – радиопроповедник Дж. Фолуэлл (род. в 1933 г.). Во второй половине XIX в. баптизм распространяется и в Российской империи, первоначально в Украине, в Закавказье и Прибалтике. Первым русским баптистом считается Никита Воронин, купец, крещенный в 1867 г. в Тифлисе лидером маленькой группы немецких баптистов Мартином Карловичем Калвейтом (1833–1918 гг.). Тогда же, в 1870 гг., английский лорд Гренвиль Огастес Уильям Вальдигрев Редсток (1833–1913 гг.), участвовавший в Крымской кампании, ставший затем проповедником в Англии, Париже и Швейцарии, начал евангелизацию среди аристократии в Санкт-Петербурге (см. Редстоковцы). Под его влиянием в Петербурге возникают группы евангельских христиан, принявших вероучение общих баптистов. Евангелическое христианское движение развивалось под руководством полковника Пашкова (1834–1902 гг.). Появление баптистов и евангельских христиан государственной церковью и правительством империи было встречено недоброжелательно. Однако преследования, обострившиеся с 1884 г. при Александре III (1881–1894 гг.), оставались безуспешными. В 1884 г. создается Союз русских баптистов, возглавлявшийся Д.И. Мазаевым (1855–1922 гг.), издававшим журнал «Баптист», и В.Г. Павловым (1854–1924 гг.), издававшим журнал «Слово истины». Несмотря на противодействие Русской православной церкви и полицейские репрессии, в Российской империи в начале XX в. отмечается рост баптистских и евангелистских общин. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости и манифеста о даровании гражданских свобод был создан «Союз баптистов» во главе с П.В. Павловым (1883–1936 гг.) и М.Д. Тимошенко (1880–?). В 1909 г. был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан во главе с И.С. Прохановым (1869–1933 гг.). К 1912 г. в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской монархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. После Февральской революции 1917 г. оба союза баптистов активизировали свою деятельность.

 



 
PR-CY.ru