БАПТИЗМ

БАПТИЗМ (от греч. – «погружать в воду», «крестить») – конфессия протестантизма, которая, принимая основные вероучения и устройство большинства реформированных общин, отстаивает требование допускать к крещению погружением в воду только взрослых, сознательно обратившихся к христианской вере. Баптисты считают, что единственным источником Откровения и нормой вероучения является Священное Писание. Они отвергают церковные предания и ритуалы, не согласующиеся с Писанием, учат о спасении только верой. Учение баптизма является в своих основах кальвинистским. Полноправными членами общины считаются только принявшие водное крещение. Крещение и хлебопреломление символизируют духовное единение с Иисусом Христом. Устройство баптистских церквей пресвитерианско-конгрецианистское. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники. Баптисты настаивают на строгом соблюдении христианских нравственных норм (например, отказ от алкоголя), систематическом посещении молитвенных собраний, отмечают праздники, связанные с именем Иисуса Христа, а также Праздник жатвы, подводящий итоги евангелизационной, миссионерской деятельности, и День единства. Главные обряды – крещение, хлебопреломление (совершаемое раз в месяц) и рукоположение (пресвитеров). Богослужение состоит из чтения Библии, проповедей, молитв и пения религиозных гимнов. Баптизм возник благодаря взаимодействию анабаптистского наследия Реформации (см. Анабаптисты) с сепаратистским церковным движением в Англии в конце XVI в. Баптисты потребовали полной независимости от светской власти, замены прихода (parish-church) самоуправляющейся церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь из «заново рожденных» верующих, которые сознательно и публично приняли крещение. Изначально определились две соперничавшие между собой формы баптизма. 1. Общие (генеральные) баптисты убеждены, что Иисус Христос искупил грехи всех людей, и судьба христианина зависит от его воли и поведения. 2. Частные (партикулярные) баптисты разделяют учение Жана Кальвина (1509–1564 гг.): искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределенных Богом к спасению. Первым баптистом считается английский священник Джон Смит (около 1554–1612 гг.), который вместе с Томасом Хелвисом (1550–1616 гг.) и другими сепаратистами вышел из Англиканской церкви (см. Англиканство) и создал независимую общину в Гайнсборо в Линкольншире. Чтобы избежать религиозных преследований при короле Иакове I Стюарте (1603–1615 гг.), конгрегация в 1607 г. переехала в Голландию и пребывала в Амстердаме, в то время как родственная конгрегация мигрировала в Лейден (Голландия). В 1620 г. она отправилась на корабле «Мейфлауэр» («Майский цветок») в Новый Свет и обосновалась в Плимуте (ныне штат Массачусетс). В Голландии группа Джона Смита обсуждала темы членства церкви и крещения и в 1609 г. склонилась к крещению по вере, сформировав, таким образом, первую баптистскую конгрегацию. Дж. Смит, крестивший сам себя, в Амстердаме познакомился с меннонитами (см. Меннониты) и рекомендовал соединиться с ними. Часть членов его общины (Т. Хелвис и другие) вернулись в 1611 г. в Англию и основали в 1612 г. первую церковь «общих баптистов». Они следовали учению голландского теолога и реформатора Якоба Арминия (1560–1609 гг.), признававшего участие воли человека в спасении, и придерживались положений о спасении всех уверовавших в учение Христа, об универсальности благодати спасения и свободе воли (см. Арминианство). Доктрина баптистов-арминиан изложена в «Ортодоксальном вероучении общих баптистов» (1678 г.). Вторая группа баптистов была сформирована в 1638 г. из индепендентской строго кальвинисткой церкви (см. Кальвинизм), основанной в 1616 г. в Саусворке Генри Джекобсом (1562–1624 гг.). Впоследствии они приобрели доминирующее положение в баптизме.

 



 
PR-CY.ru