БАНЬЯН Джон - Страница 2

В 1655 г. (после переезда в Бедфорд) умерли его жена и наставник Джон Гиффорд (Баньян был убит горем, и его здоровье сильно пошатнулось). Он был несогласен с учениями квакеров, и в 1657–1658 гг. принял участие в письменных дебатах с некоторыми из их лидеров (свое название квакеры получили по прозвищу, которое было дано основателю секты Джорджу Фоксу, который во время суда над ним в 1650 г. все время повторял: «Трепещите суда Божия!» В ответ на эти возгласы судья иронически называл Фокса квакером (англ. quaker букв. трепетатель); квакеры отвергают церковную организацию, церковные таинства и обряды, проповедуют пацифизм). Баньян критиковал их за уверенность в собственном «внутреннем свете», а не в буквальном понимании Библии (пуритане были старательными биографами своей духовной жизни и пытались найти свидетельства религиозного значения как в собственной жизни, так и в литературе). Сначала Баньян опубликовал «Некие Открытые Святые Истины», где резко критиковал убеждения квакеров. Эдвард Бурроу ответил ему «Истинной Верой в Учение Мира», а Баньян встретил его памфлет «Доказательством Неких Открытых Святых Истин», на что тот ответил «Правдой (Наисильнейшей из Всего), Свидетельствующей Далее». Позже лидер квакеров Джордж Фокс (1624–1691 гг.) вступил в словесную перепалку с Баньяном, опубликовав опровержение его эссе «Раскрытая Великая Тайна Великой Блудницы». Бедфордские баптисты были умеренными в своих взглядах, они считались более либеральными в отношении церковного управления, чем пресвитериане, и более консервативными в вопросах церковных догматов, чем такие антиномийские секты, как квакеры (антиномисты вели развратный образ жизни). Популярность Баньяна росла, и он становился все более и более излюбленной целью для клеветы и злословия. Его обвиняли в том, что он «колдун, иезуит, разбойник», и что у него есть любовницы и множество жен. В 1658 г. его арестовали за проповедь в местечке Итон Сокон и обвинили в проповедовании без лицензии. Несмотря на это Баньян продолжал проповедовать до ноября 1660 г., когда после Реставрации монархии Карлом II (1660–1685 гг.) его арестовали во время частной проповеди в Нижнем Самселле, к югу от Бедфорда, и на 12 лет посадили в окружную тюрьму на Силвер Стрит в Бедфорде, т.к. страна вернулась к англиканству. Молитвенные дома были закрыты, и все граждане должны были посещать англиканские приходские церкви, а «проведение святых богослужений в несоответствии с ритуалами церкви или не по распоряжению Епископа на обращение к пастве» стало наказуемым законом. Баньяна лишили свободы сначала на три месяца, но т.к. он отказался адаптировать свои проповеди к англиканским нормам или вовсе бросить проповедование, этот срок был увеличен примерно до двенадцати месяцев. У прокурора, мистера Вингейта, не было желания посадить его в тюрьму, но абсолютное неприятие Баньяном предложений и его убежденность («Если вы меня сегодня освободите, то уже завтра я буду читать проповеди») не оставили Вингейту выбора. В январе 1661 г. его посадили в тюрьму за упорное нежелание посещать обязательные службы в англиканских церквях и за проповедование на незаконных собраниях. В это время у Баньяна появилась идея написать роман-аллегорию «Путешествие Пилигрима» (хотя многие исследователи считают, что он начал это произведение во время второго и более короткого тюремного заключения 1675 г.). Во время заключения были и периоды относительной свободы, когда нестрогие тюремные надзиратели позволяли ему посещать церковные собрания и вести богослужения. В 1666 г. его ненадолго освободили (буквально на несколько недель), перед тем как снова арестовали за чтение проповедей и отправили обратно в тюрьму Бедфорда ещё на шесть лет. Баньяна освободили в январе 1672 г. благодаря акту о помиловании (Карл II издал «Декларацию веротерпимости), но в марте 1675 г. опять посадили в тюрьму за проповеди (Карл II отменил действие «Декларации веротерпимости»).

 



 
PR-CY.ru