Словарь по христианству Б БАНЬЯН Джон

БАНЬЯН Джон

БАНЬЯН Джон (1628–1688 гг.) – английский баптистский проповедник и писатель. Родился в местечке Хэрроуден (в миле к юго-востоку от Бедфорда), округа Элстоу в семье лудильщика Томаса Баньяна и Маргарет Бентли. О своих скромных корнях Баньян писал: «Мое происхождение – из поколения низкого и ничтожного, дом моего отца – самый убогий и презренный среди всех семей страны». Учился он совсем немного (2–4 года) в доме своего отца, вместе с другими бедными сельскими мальчишками, наследовал отцу в торговле жестяными изделиями, что в то время считалось занятием низким и ассоциировалось с кочевым образом жизни цыган. В 1644 г. Баньян потерял мать и двух сестер, а его отец женился в третий раз. Возможно, именно приезд мачехи привел к отчуждению Баньяна от семьи и последующему вступлению в ряды парламентской армии. Служил он в гарнизоне Ньюпорт Пэгнелл (1644–1647 гг.), когда гражданская война подходила к концу первого этапа. От смерти его однажды спас товарищ по оружию, который вызвался в бой вместо него и был убит, неся караульную службу. Когда гражданскую войну выиграли сторонники парламента, Баньян вернулся к своему старому занятию, т.е. торговле. В 1649 г. женился на молодой девушке Мэри, единственное приданое которой составляли две книги: «Путь в рай простого человека» Артура Дента и «Практика благочестия» Льюиса Бейли. Эти книги повлияли на него, склонив к набожному образу жизни. Мэри была сиротой, в наследство от отца ей достались лишь эти две книги, и позже Баньян писал, что они были «настолько бедны, насколько бедными вообще можно быть», и что «у них не было ни чашки, ни ложки». И хотя в своей автобиографической книге «Милость Божья» он описывает, как в молодости вел распутную жизнь, исследователи считают, что он не был хуже, чем его обычные соседи. Примерами грехов, в которых Баньян сознается в «Милости Божьей», являются богохульство и танцы. Растущее осознание своей аморальной жизни привело его к тому, что Баньян задумался над нечестивостью и богохульством, был обеспокоен «непростительными грехами» и убеждением, что он уже совершал их. Баньян говорил, что во время игры в чижика на сельской площади услышал голос, который спросил: «Ты отречешься от своих грехов и попадешь в рай, или продолжишь грешить и попадешь в ад?» Баньян понял, что это был голос Божий, недовольный тем, чем он занимался, поскольку пуритане считали воскресенье священным днем и не разрешали в этот день никаких игр. Баньян духовно возродился, боролся как с чувством своей вины, так и с верой в библейское обещание осуждения на вечные муки и спасения христиан. Около 1648 г. он обращается к чтению религиозной литературы. Борясь со своей недавно обретенной верой, Баньян становился все более подавленным, что привело его к психическому и физическому расстройству. В этот период он начал свое четырёхлетнее странствие с несколькими бедными женщинами – членами диссидентской религиозной группы, которые посещали церковь св. Иоанна. Он все больше и больше сравнивал себя с апостолом Павлом, который называл себя «главой всех грешников», и верил, что принадлежит к духовной элите, избранной Господом. Баньяна окрестили, и он в 1653 г. стал членом баптистской церкви Бедфорда, начал следовать учениям своего пастора, Джона Гиффорда. Баньян боролся с теми, кто вызывал разногласия по вопросу времени и формы крещения. Первое письменное подтверждение, что он был баптистом, появляется гораздо позже, предположительно около 1690 г., уже после его смерти. Но остались церковные записи крещения Джона-младенца в 1628 г., а также крещения его детей: Мэри в 1650 г., Элизабет в 1654 г. и Джозефа в 1672 г. (ещё в Элстоу Мэри родила слепую дочь, также названную Мэри, и вторую дочь, Элизабет, вскоре после которых родилось ещё двое, Джозеф и Томас). Баньян опять утверждал, что слышал голоса и что у него были видения, так же как и у св. Терезы и Уильяма Блэйка. С момента переселения в Бедфорд в 1655 г., став диаконом нонконформистской общины, он с успехом проповедовал на собраниях, странствуя по ярмаркам. Интенсивное изучение Священного Писания и его реформаторского понимания сохранило эмоционально обусловленное восприятие христианства Баньяна от того, чтобы оно не растворилось в мечтательности и спиритуализме.

 



 
PR-CY.ru