Словарь по христианству Б БАЛАБАН Дионисий

БАЛАБАН Дионисий

БАЛАБАН Дионисий (Балабан-Тукальский; ум. в 1663 г.) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Выходец из православного шляхетского рода Русского воеводства. Закончив Киево-могилянскую коллегию, принял монашеский постриг. После победы войск гетмана Б. Хмельницкого под Зборовом польский король Ян II Казимир (1648–1668 гг.) 12 января 1650 г. передал православным Холмскую епископскую кафедру. Возвращаясь из Варшавы, Киевский митрополит Сильвестр (Косов) в феврале удалил из Холма униатского администратора Я. Сушу. После этого митрополит разослал универсалы с призывом к местному духовенству и православной шляхте собраться для выбора епископа. 27 апреля 1650 г. Холмским архиереем был избран Дионисий, хиротония состоялась 24 сентября. В июле того же года он, как и другие православные епископы, дал обязательство ежегодно выделять из епархиальных доходов 200 золотых на содержание Киево-Могилянской коллегии. Но Дионисий не получил королевского привилея, дававшего ему право управлять епархией. Более того, после победы польских войск под Берестечком (20 июня 1651 г.) король Ян-Казимир 20 февраля 1652 г. передал Холмскую кафедру униатам, и Дионисий был вынужден покинуть Холм. В 1654 г., после смерти Луцкого епископа Иосифа (Чаплицы-Шпановского), Дионисий занял Луцкую кафедру. К этому времени, вероятно, относится установление контактов между архиереем и волынским каштеляном С. Беневским, который стал впоследствии главным инициатором попыток отторгнуть гетманство от России. В управлении епархией Дионисий столкнулся с серьезными трудностями: от Луцкой епархии отделилась часть с центром в Остроге и перешла под управление униатского администратора Хмелёвского, под властью которого оказались также Св. Троицы монастырь в с. Дермань и Дубенский монастырь в честь Воздвижения Креста Господня. В конце февраля – начале марта 1656 г. Дионисий, спасаясь от «гонения ляхов», уехал из Луцка в Чигирин. Здесь в апреле того же года он встретился с русским послом А. Лопухиным, которому архиерей сообщил, что едет в Киев просить митрополита, чтобы тот ходатайствовал перед царем о принятии Луцкой кафедры, шляхты и мещан «под свою руку». В случае согласия царя Дионисий обещал вернуться в Луцк и подготовить коллективное обращение к царю мещан и всяких людей с просьбой о защите. По-видимому, на деле Дионисий выполнял поручение польского правительства, т.к. 26 июня 1656 г. Б. Хмельницкий сообщал царю, что король Ян-Казимир через Дионисия предлагает ему вступить в переговоры. Во время пребывания в Чигирине архиерей сумел получить от гетмана универсалы, обеспечивавшие защиту его владений. 8 сентября 1657 г. Дионисий вступил в Луцкое православное братство. В октябре того же года, получив от короля разрешение на поездку в Киев, Дионисий присутствовал на Соборе епископов, созванном после смерти Сильвестра (Косова) для выбора нового митрополита. Дионисий был одним из кандидатов, но Собор решения не принял. 1 декабря 1657 г. он снова приехал в Киев, где состоялся Собор, на котором в начале января 1658 г. Луцкий архиерей был избран митрополитом, а 19 января к нему перешла софийская казна. Заняв митрополичью кафедру, Дионисий сохранил за собой и Луцкую епархию. В 1658 г. права и привилегии Луцкого братства он подтвердил как митрополит и одновременно «администратор епископии Луцъкое и Острозъское». Правда, не позднее марта 1659 г. местное духовенство и шляхта избрали епископом Гедеона (Святополка-Четвертинского), который позднее получил королевский привилей, но еще в начале 1662 г. волынская шляхта добивалась, чтобы митрополит передал владения кафедры и доходы с них новому епископу. В феврале 1658 г. в сопровождении многих игуменов и протопопов Дионисий прибыл на раду в Переяславе, где привел гетмана И. Выговского к присяге (за это он получил от царского посланника соболей на 100 рублей). Оружничий Б.М. Хитрово предлагал ему ехать на поставление в Москву к патриарху Никону (1652–1666 гг.), но Дионисий отказался, заявив, что будет просить благословение у Константинопольского патриарха, и такое благословение он получил от патриарха Парфения IV (1657–1662, 1665–1667, 1671, 1675–1676, 1684–1685 гг.).

 



 
PR-CY.ru