БАЗЕЛЬСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

БАЗЕЛЬСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ – вероучение Базельской церкви, предложенное в 1534 г. гражданам городским магистратом (от имени Базельского совета). В 1587 г. оно было принято и в Мюльгаузене (Confessio Mühlhusana). Его автором, по всей вероятности, был Освальд Микониус, который, опираясь на учение Эколампадия, написал первоначальный текст на немецком языке. В 12 статьях этого документа содержалось учение о церкви как собрании тех, кто исповедует Христа и свидетельствует это делами любви, о двух христианских таинствах – крещении при вступлении в жизнь и евхаристии во время всей последующей жизни. Пресуществление при этом отрицается. Церковь имеет власть отлучать наиболее тяжких грешников. Оправдание достигается только верой, а единственным источником веры объявлялось Священное Писание. Шестая статья содержит учение Цвингли о причастии, а наиболее важной считается статья «Церковь есть собрание святых». Базельское исповедание признает, что власть над совестью людей принадлежит только Христу, в отличие от анабаптистов признает крещение детей, присягу и возможность для христиан занимать государственные должности, но отрицает исповедь, посты, почитание святых икон, безбрачие служителей церкви (целибат). Принятие этого исповедания не обошлось без сопротивления. Некоторые богословы, в особенности из Страсбурга, критиковали в нем антилютеровское понимание Вечери Господней. В 1561 г. Базельское исповедание было пересмотрено и переведено на латинский язык (вторично – в 1647 г.). В 1547 г. базельский богословский факультет постановил один день в неделе посвящать диспуту об этом исповедании. До 1826 г. оно ежегодно читалось с кафедры, но в 1872 г. вышло из употребления. «Вторым Базельским исповеданием» часто называют первое «Гельветическое (швейцарское) исповедание» («Confessio Helvetica prior») 1536 г., в отличие от него Базельское исповедание 1534 г. называют первым (Confessio Basuiensis prior). См. также ГЕЛДЬВЕТИЧЕСКИЕ ИСПОВЕДАНИЯ.

 
PR-CY.ru