БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, мюнстер - Страница 8

Еще одним ценным предметом интерьера Базельского собора является похожая на кружево ажурная готическая кафедра проповедника, которая была изготовлена в 1486 г. предположительно скульптором Гансом Нуссдорфом. Кажется, что она вырезана из дерева, но в действительности это красный песчаник. Изогнутая лестница ведет на трибуну, богато украшенную резным орнаментом. В декоре кафедры не видно традиционных изображений святых. Вместо них представлены лишь небольшие головки с лентами, содержащими изречения с призывами к проповеднику и народу. Такая иконографическая программа была задана проповедником и теологом Иоганном Хайнлином. Значительную часть жизни провел в Базеле (1514–1516, 1521–1529, 1535–1536 гг.) знаменитый гуманист Эразм Роттердамский (в этом же городе он скончался и был похоронен в Базельском соборе). Его могила с эпитафией из красного известняка, изготовленной в 1538 г., первоначально находилась в центральном нефе собора, перед леттнером. В ходе реорганизации интерьера собора в XIX в. надгробный памятник перенесли на нынешнее место, в крайний северный боковой неф. Что же касается самой могилы, то она была обнаружена лишь в 1974 г. во время археологических раскопок. Останки великого гуманиста были перенесены и теперь покоятся здесь же, у подножия надгробного памятника в северном боковом нефе. Простая, но благородная эпитафия с позолоченной надписью изображает не самого Эразма, а древнеримского бога Термина (божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы): «Не уступаю никому» (это было личным девизом Эразма Роттердамского). Под медальоном помещена 25-строчная латинская надпись с перечнем заслуг покойного и именами трех его друзей-гуманистов, заказавших эпитафию: Бонифация Амербаха, Иеронима Фробена и Николауса Бишоффа. Как в самом соборе, так и в крипте и клуатре, несмотря на разрушительные выходки агрессивных сторонников Реформации, сохранились средневековые захоронения (в соборе похоронены рыцари, епископы и другие исторические личности). В северной стороне алтарной части находится надгробие королевы Анны (Гертруды фон Гогенберг; около 1225–1281 гг.), жены Рудольфа I Австрийского (1273–1291 гг.). Королева скончалась в Вене, но (по ее просьбе) была похоронена в Базеле, вместе с малолетним сыном Карлом. Сегодня саркофаг королевы Анны пуст: в XVIII в. ее останки вместе с останками сына были перенесены в монастырь Санкт-Блазиен в Германии, а впоследствии в монастырь St. Paul im Lavanttal в Австрии, где находятся и сейчас. Одним из самых ценных произведений искусства в интерьере Базельского собора является скульптурное панно, посвященное мученичеству св. Викентия Сарагосского (св. Винсента). Панно установлено в непосредственной близости от надгробия Эразма Роттердамского. Этот шедевр романского искусства XI–XII вв. рассказывает историю раннехристианского испанского мученика, стойко перенесшего разнообразные пытки и гонения и убитого в 304 г. в Валенсии. Слева изображен Викентий, защищающий епископа Валерия и избитый за это; справа – Викентия заключают в башню и до смерти пытают на раскаленной железной решетке; ниже – ангелы несут его душу на небеса, а вороны защищают его тело от диких зверей, пока мученика не похоронили, как подобает. Попытка утопить тело в море не удалась: волны чудесным образом выкинули его на берег. Там святой и был похоронен в специально возведённой погребальной капелле. Культ св. Викентия Сарагосского получил особое распространение после того, как его мощи были перевезены с мыса Cabo de São Vicente (места, где по легенде был похоронен святой) в Лиссабон (перенесение мощей изображено на гербе португальской столицы). Большинство витражей Базельского мюнстера относится к XIX в. Например, три больших витража алтарной части были выполнены в неоготическом стиле в XIX в.

 



 
PR-CY.ru