БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, мюнстер - Страница 6

Расположенный на стыке Большого и Малого клуатра зал представляет собой крытый проход впечатляющих размеров. Большой потолок из елового дерева украшен резьбой и датируется 1490 г. (ранее потолок был еще и раскрашен). Стены прохода украшены гербовыми эпитафиями. Над проходом располагается закрытый для посетителей соборный зал, где ранее находилась библиотека Базельского «вселенского» собора. Зал также использовался епископом для объявлений и в судебных целях. В Малом клуатре находится необычная современная скульптурная композиция «Рыночные столы», состоящая из двух столов, стоящих напротив друг друга по обеим сторонам внутреннего дворика. Один стол завален рыночными продуктами (овощами, цветами и фруктами, корзиной с яблоками и мешком с картошкой), второй совершенно пустой, он лишь покрыт надписями, а рядом поставлен барабан, на котором лежит маска в виде черепа и плащ смерти. Эту работу выполнила известный швейцарский скульптор Беттина Айхин (род. в 1942 г.), являющаяся также автором статуи Гельвеции у Среднего моста через Рейн. Первоначально скульптуру планировали установить на Рыночной площади Базеля. Она задумывалась как подарок кантону от химической компании Sandoz (согласно первоначальной концепции, один стол, собственно «рыночный», должен был указывать на торговое предназначение площади, а другой, «политический» (с документами, барабанами, транспарантами, сборниками законов) – символизировать политическое значение площади как места, где находится ратуша). Однако после 1 ноября 1986 г., когда на складе Sandoz случился пожар, повлекший экологическую катастрофу, художница переработала проект с учетом этих трагических событий. Заказ был отменен, но благодаря частной инициативе произведение всё-таки было создано. Изменения коснулись того самого «политического» стола: теперь это была лишь голая поверхность, на которую нанесли длинные строки самого известного стихотворения поэта Иоганна Петера Хебеля «Бренность» (1803 г.), рисующего апокалиптическую картину разрушения Базеля и всего света во время всемирного пожара. Рядом с текстом стихотворения выгравирована дата начала того самого пожара, 1 ноября 1986 г. Композиция прекрасно вписалась в общую атмосферу клуатра с его многочисленными надгробиями и эпитафиями, навевающими мысли о бренности человеческого существования (оба бронзовых стола находятся в соборе Базеля с 1991 г.). Раньше это место считалось лишь временным прибежищем для этих скульптур, но теперь решено, что произведения найдут здесь постоянную прописку. Южный фасад Базельского собора является наиболее изолированным, поскольку окружен клуатром. Этот фасад не отличается богатством декора, но гиды обращают внимание на две большие готические статуи евангелистов Марка и Луки, стоящие на контрфорсах. Ранее они были полихромными и выглядели более выразительно (зрачки тоже были прорисованы). На южном фасаде привлекает внимание большое круглое окно начала XIII в. Переплет окна имеет очертания Звезды Давида, что воспринимается как символ Ветхого Завета, однако в Средние века такая форма звезды являлась эмблемой или клеймом сообщества каменотесов (данный символ иногда трактуется как сочетание двух треугольников, символизирующих противопоставление Земли и Неба). Двухэтажная пристройка к южному фасаду – это капелла св. Екатерины, история которой восходит к XIII в. Нынешний облик она приобрела в середине XV в. На первом этаже помещения проходили богослужения, а второй этаж до Реформации использовался в качестве сакристии, где хранились литургические предметы и одеяния священников. Дверь в форме полукруглой арки соединяет капеллу с клуатром.

 



 
PR-CY.ru