БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, мюнстер - Страница 4

До Реформации этот портал, как и весь собор, был посвящен Богоматери, поэтому на центральном столбе стояла фигура Девы Марии с младенцем. Сегодня это место пустует. Скульптурные изображения на тимпане и откосах портала также не сохранились (здесь был представлен Страшный суд), равно как и 16-фигурный скульптурный цикл притвора (пять умных и пять неразумных дев, Искуситель, ангел, Волюпта (богиня чувственных наслаждений), император Генрих II и Кунигунда). На сегодняшний день портал украшают лишь четыре статуи: слева представлен непривычно молодой и безбородый император Генрих II с макетом собора в руках и его супруга Кунигунда с крестом (крест добавлен недавно вместо перчаток). Справа – Неразумная дева и Искуситель (дьявол в облике соблазнительного молодого человека). Молоденькая девушка подносит руку к своему платью, готовая его снять. По спине улыбающегося Искусителя ползают жабы, змеи и прочие рептилии (здесь уместно вспомнить известнейшие статуи Страсбургского собора, которые также изображают Искусителя и Неразумную деву). На охватывающих тимпан изгибах свода (архивольтах) сохранились скульптурные изображения пророков и царей, танцующих и музицирующих ангелов, а также растительные орнаменты. Северный фасад собора обрамлен огромными контрфорсами и примыкает к восточной алтарной части. Этот фасад находится со стороны террасы Пфальц и считается наиболее значимым памятником романской церковной архитектуры и скульптуры в Швейцарии. Портал св. Галла относится к концу XII в. и имеет огромное значение в истории искусств, поскольку является, вероятно, самым ранним сохранившимся фигурным порталом на немецкоязычном пространстве. Название портала связано с алтарем, который ранее находился в северном рукаве трансепта. Сюжетно в композиции портала доминирует тематика Страшного суда: в верхней части тимпана изображен Христос Судия с апостолами Петром и Павлом, а также фигурами донаторов. Нижний ярус (перемычка портала) посвящен притче о мудрых и неразумных девах (мудрых дев с горящими светильниками Христос ведет на брачный пир, тогда как неразумные девы, не запасшиеся маслом и опоздавшие к приходу жениха, стоят перед закрытыми дверями чертога). Фигуры отличаются выразительностью поз и жестов, что довольно редко встречается в романском искусстве. На откосах портала представлены фигуры четырех евангелистов с соответствующими символами над их головами. По бокам в нишах содержатся рельефные изображения шести дел милосердия – благих деяний, к которым призывают каждого христианина: напоить жаждущего, принять странника в свой дом, одеть нагого, навестить больного, посетить заключенного и накормить голодного. Еще выше с двух сторон от портала стоят фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, а над ними – два ангела с трубами, по звуку которых мертвые встают из могил и готовятся к Страшному суду. Бронзовые двери портала датируются 1892 г. Над порталом располагается огромное круглое окно, именуемое «Колесом счастья» или «Колесом фортуны» (около 1220 г.). Вдоль окружности изображены фигурки людей, которых переменчивая удача возносит наверх или, наоборот, опрокидывает вниз. Здесь нашел отражение древний человеческий опыт, гласящий, что жизнь состоит из взлетов и падений, радостных и неудачных этапов. Неумолимый цикл этого «циферблата жизни» движется бесконечно: богиня Фортуна то улыбается человеку, то отворачивается от него. Даже изображенный на вершине колеса король, который сейчас правит миром, уже через мгновение может оказаться сброшенным вниз – настолько непредсказуема и полна опасностей жизнь каждого человека, особенно в период Средневековья с его постоянными войнами и политическими интригами. В Средние века колесо фортуны чаще всего изображали в книгах, однако и в европейской архитектуре этот мотив иногда встречается.

 



 
PR-CY.ru