БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, мюнстер - Страница 3

В ходе наружных работ 1880–1890 гг. были заменены копиями поврежденные элементы западного фасада (например, скульптура святого Мартина), а сам фасад был очищен от покрывавшей его с XVIII в. краски. Деревянные детали «Колеса счастья» заменили копией из камня (как и многие скульптуры из собора, оригинальные конструкции колеса хранятся теперь в Базельском музее). Тогда же деревянную стропильную конструкцию крыши заменили металлической, а крышу собора покрыли новой цветной черепицей. Целью реставрационных работ в 1970 гг. было выдвижение на передний план позднероманских элементов. Засыпанная западная крипта была вновь открыта, пол средокрестия возвращен на прежний уровень. Ведущие от средокрестия в алтарную часть лестницы были замаскированы большой группой старинных резных сидений. В 1985 г. была вновь учреждена строительная мастерская собора, специалисты которой по сей день заботятся, чтобы по возможности сохранить хрупкий песчаник, из которого построен собор. В 2007–2010 гг. сотрудниками мастерской была проведена реставрация башни св. Георгия. Последняя реставрация интерьера прошла в 1996–1999 гг. В отличие от большинства других известных европейских соборов (Кёльнского, Ульмского, Регенсбургского), строившихся вплоть до XIX в., Базельский мюнстер был закончен в 1500 г. Его фасад фланкируют две башни: св. Георгия слева (1428 г.) и чуть менее высокая св. Мартина справа (1500 г.). Три нижних яруса башен практически лишены декора. Выше проходит ажурная балюстрада, над которой возвышаются более затейливые верхние ярусы. Поскольку башни возникли не одновременно, они слегка отличаются по внешнему виду. В отличие от южной башни, на северной башне перед восьмиугольным ярусом и шпилем имеется четырехугольный промежуточный ярус. В нижней части башни св. Георгия, слева от портала, на высоком пьедестале установлена статуя этого святого в рыцарском облачении, сражающегося с весьма скромным по размерам драконом. Оригинал скульптуры датируется 1372 г., здесь установлена копия. Углы верхних ярусов башни украшают скульптуры ветхозаветных царей и трех волхвов из евангельского рассказа (около 1400–1420 гг.). Симметрично статуе св. Георгия в нижней части башни св. Мартина помещено скульптурное изображение св. Мартина, отрезающего половину своего плаща, чтобы отдать его нищему (как и скульптура св. Георгия, это копия; оригинал датируется 1340 г. и находится в Базельском музее). На треугольном фронтоне между башнями помещены статуи императора Генриха и его супруги Кунигунды, а над ними – изваяние Богоматери с младенцем (к этой группе как раз и повернуты фигуры волхвов с башни св. Георгия). Над фигурой св. Мартина на одноименной башне можно увидеть часы, механические и солнечные. Любопытно, что солнечные часы настроены в соответствии с «базельским временем», которое было принято в городе до 1779 г., и потому показывают время неверно (на 1 час вперед). Механические часы показывают не истинное местное время, а центрально-европейское, что затрудняет сравнение показаний. Главный портал собора оформлен наиболее пышно. Хотя он датируется 1270–1285 гг., свой нынешний облик приобрел лишь в конце XVI в. До того времени портал помещался внутри готического портика, или притвора. Землетрясение 1356 г. нанесло ущерб как этому притвору, так и части скульптур портала. В ходе реставрации начала XV в. разрушенный притвор убрали, а портал выдвинули вперед, на уровень фасада. В 1529 г. портал вновь получил повреждения, на этот раз от рук агрессивно настроенных иконоборцев-реформаторов. В конце XVI в. часть фигур решили убрать, отдав предпочтение орнаментальному декору. Именно на главном портале было сосредоточено основное скульптурное убранство Базельского мюнстера.

 



 
PR-CY.ru