БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, мюнстер - Страница 2

План и масштаб этой трехнефной базилики с галереями-эмпорами, трансептом, деамбулаторией, криптами и пятью башнями соответствовал таким величественным храмам того времени, как соборы в Шпейере, Вормсе и Бамберге. Тогда же, видимо, было начато и строительства клуатра. В экстерьере сегодняшнего собора к той эпохе относятся северный рукав трансепта с порталом св. Галла и «Колесом счастья», нижний ярус алтарной части, а также южный рукав трансепта с «окном Давида». В интерьере тоже сохранилось много черт позднероманского периода: главный неф, прилегающие к нему «внутренние» боковые нефы и трансепт, эмпоры, нижний ярус алтарной части. Около 1270 г. Базельский собор начали частично перестраивать в готическом стиле. Позднероманский портал заменили нынешним великолепным готическим порталом, располагавшимся в то время внутри притвора. Затем появилось большое стрельчатое западное окно, которое и сегодня видно на фасаде. Кроме того, к трехнефной базилике стали пристраиваться многочисленные капеллы, в результате чего собор стал пятинефным. В 1356 г. в Базеле произошло землетрясение, разрушившее, в частности, башни и своды собора. Восстановление было поручено немецкому архитектору Иоганну Парлеру из Гмюнда, который участвовал также в строительстве Фрайбургского мюнстера и, как считается, был братом двух других известных зодчих, Михаэля и Петера. В 1363 г. была закончена и заново освящена алтарная часть. Около 1381 г. был создан леттнер (готическая перегородка), сидения для членов соборного капитула и кресло для епископа. В 1400 г. – своды главного нефа и трансепта, в 1410–1420 гг. – притвор западного портала, в 1428 г. – верхние ярусы северной башни св. Георгия (ее строил мастер Ульрих фон Энзинген, работавший также над башнями Ульмского и Страсбургского соборов). В 1429–1487 гг. был построен двойной клуатр, а в 1500 г. завершилось строительство южной башни св. Мартина (мастер Ганс Нуссдорф). Этот год считается датой окончания строительства Базельского собора. С тех пор он располагает лишь двумя башнями вместо прежних пяти. Базельский мюнстер являлся католическим кафедральным собором вплоть до Реформации. В феврале 1529 г. вооруженные сторонники Реформации ворвались в храм и уничтожили изображения святых и предметы искусства. Эти события вошли в историю под названием иконоборческого вандализма или, дословно, «штурма картин» (Bildersturm). После окончательно победы Реформации Базель перестал быть епископской резиденцией, а собор стал главной протестантской (евангелическо-реформатской) церковью города и всего кантона Базель-Штадт, поэтому, строго говоря, называть его теперь кафедральным собором не совсем верно. Однако его сокровища удалось спасти, и сегодня их можно увидеть в Историческом музее Базеля. В конце XVI в. в соборе были проведены реставрационные работы. Средневековые витражи были заменены новыми, стены побелены, а колонны и своды окрашены в красный цвет. В 1598 г. были изготовлены резные сидения в ренессансном стиле для представителей городской власти, хранящиеся ныне в Историческом музее Базеля. В XVIII в. проводились работы по дальнейшей «очистке» интерьера. В частности, в 1780 гг. храм лишился расписных створок, созданных Гансом Гольбейном Младшим для органа (сегодня их можно увидеть в Художественном музее Базеля). В окна были вставлены новые стекла, а весь собор снаружи был покрашен в ровный красный цвет. В XIX в. были проведены две крупные реставрации: в 1852–1857 гг. работы в интерьере, а в 1880–1890 гг. в экстерьере. Целью первых было создание единого концертного пространства, для чего леттнер был перенесен в западную часть собора и стал служить органной трибуной. Западная крипта была разрушена, а средокрестие углублено. Средневековые сидения, находившиеся в нем, разместили разрозненно в разных частях храма. Покрывавшую стены штукатурку, в том числе с росписями, удалили, чтобы вернуть интерьеру природный цвет камня. В окна вставили новые витражи. Кафедра обогатилась новым балдахином в готическом стиле и переместилась ближе к алтарю.

 



 
PR-CY.ru