Словарь по христианству Б БАВИНК Герман

БАВИНК Герман

БАВИНК Герман (1854–1921 гг.) – голландский теолог, один из основателей современной нидерландской школы реформатской теологии. Окончил Лейденский университет и Теологическую семинарию в Кампене. Принадлежал к Свободной Реформатской Церкви Нидерландов и наряду с Абрахамом Кайпером явился основателем голландской школы кальвинистской теологии. Несмотря на то, что Бавинк менее известен в англо-говорящих богословских кругах, чем его современник неокальвинист Кайпер, он все же был настоящим богословом голландского кальвинистского возрождения XIX в. Родился в благочестивой ортодоксальной реформатской семье. Его отец был влиятельным служителем в сецессионистской голландской христианской реформатской церкви, основанной в 1834 г. в знак протеста против государственного контроля национальной реформатской церкви Голландии. Сформировав свое мировоззрение под влиянием многовекового реформатского эмпирического богословия благодаря богословскому образованию, полученному в университете Лейдена, Бавинк ответил на вызов, брошенный реформатскому богословию современным ему образом мышления и культурой. Как сказал один из его современников, он был человеком, который одновременно находился между двух миров, будучи «сецессионистским проповедником и представителем современной культуры». Однако Бавинка не устраивало сохранение исключительно эмпирического благочестия, сосредоточенного на духовных исканиях и находящегося в противоречии с секуляризованной современной культурой. Он стремился объединить оба мировоззрения, а богословское средство, которое использовал, было по своей сути тринитарным и крайне иринейским, утверждающим, что благодать возрождает природу. Его любимое и часто повторяющееся определение христианства: «Сущность христианской религии состоит в том, что творение Отца, уничтоженное грехом, восстанавливается в смерти Божьего Сына и преобразуется Святым Духом в Божье Царство». Наиболее крупным произведением Бавинка явилась монументальная в 4 тт. (1895–1901 гг.) «Реформатская догматика» («Gereformeerde Dogmatiek»). Ее первый том переведен на английский язык под заглавием «Учение о Боге». Бавинк возродил и систематизировал лучшие традиции теологии XVII в., в том числе учение о передаваемых и непередаваемых качествах Бога, из которых только первые могут быть сообщены творению – человеку через образ Божий, восстановленный в искуплении. Теология для Бавинка – это систематический свод знаний о Боге как о Христе Откровения. Знания о Боге и Его творении можно почерпнуть из Его Слова, а Откровение Божье запечатлено в церковных Символах веры и воспринимается каждым отдельным теологом по его вере. Философская ориентация Бавинка была более реалистской, чем у Кайпера, которому был близок немецкий идеализм. «Реформатская догматика» остается основным справочником в классическом реформатском богословии вот уже более ста лет после своего первого издания. В другом своем влиятельном труде «Общая благодать» Бавинк подытожил собственное понимание благодати: «Христианство не вносит ни одного чуждого элемента в Божье творение. Оно не создает новое мироздание, но обновляет уже существующее мироздание. Оно восстанавливает то, что было испорчено грехом. Оно заглаживает вину, излечивает болезнь и исцеляет раны». Бавинк написал много статей по вопросам образования, этики и даже о новых направлениях психологии. Кроме того, переосмысливая идеи Аврелия Августина о времени и вечности, создал «аналитику» вечности, в которой сохраняется логическая и хронологическая последовательность событий. Он искренне приветствовал неотомистское возрождение среди католиков, порой говорил о неких «идеях», обнаруживаемых в Боге и явным образом проявляющихся в тварном мире, в человеке, сотворенном по образу Божьему, даже в предопределении; но все же всегда настаивал на приоритете Священного Писания. В последние годы жизни он советовал молодым коллегам решать с консервативных позиций те трудные вопросы, которые возникали в ходе новейших библейских исследований. Бавинк всегда настаивал на первичности благодати Божьей для оправдания человека, отрицал, что какой-либо человеческий поступок, в частности – вера, может предварять или приближать этот дар. Его традицию в систематической теологии продолжил в США профессор кальвиновской семинарии (в г. Грэнд-Рэпидс) Луис Беркхоф (1873–1957 гг.). Но большинство работ многих голландских и американских теологов-реформатов (например, «Систематическая теология» Л. Беркхофа) заметно уступают его трудам по широте охвата и философской глубине.

 
PR-CY.ru