БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 10

Библейские книги, вошедшие в еврейский и христианский ветхозаветные каноны, стоят не в начале этого процесса, а являются его заключительными звеньями. Попытки проследить этот процесс начались очень давно. Еще в XVI–XVII вв. Андрей Мазиус, Гоббс и Спиноза отрицали принадлежность Пятикнижия Моисею. В XVIII в. Жан Астрюк, не отрицая авторства Моисея, пытался указать древнейшие составные части, из которых сложилась книга Бытия. Заметив, что в некоторых ее отделах Бог назывался именем Элохим, в других – именем Ягве, он заключил, что в ее основе лежат два источника, названные им Элогистом и Ягвистом, обработанные Моисеем в одну книгу. Научную постановку изучение библейской истории получило в XIX в., с развитием методов исторического исследования. В начале этого столетия Вильгельм Де Ветте (1780–1849 гг.) впервые высказал убеждение, что так называемый Моисеев закон не был известен в следующую непосредственно за Моисеем эпоху и что книга закона, открытая при царе Иосии в 621 г. до н.э. (4 Цар. 22–23),  есть наше Второзаконие, т.к. реформа этого царя во всех подробностях совпадает с его предписаниями. Дальнейшие успехи анализа источников библейской истории связаны с именами И.К.В. Ватке (1806–1882 гг.), Г. Гупфельда (1796–1866 гг.), А. Кюэнена (1828–1891 гг.) и Ф. Блеека (1793–1859 гг.). Эпоху в этом направлении сделал К. Граф (ум. в 1869 г.), который первый объяснил его более поздним происхождением несоответствие между идеальным назначением Моисеева закона и его влиянием в ранней еврейской истории. Это же мнение, и независимо от Графа, поддерживали А. Кюэнен и И.К.В. Ватке. Названные ученые развили и усовершенствовали мнение Ж. Астрюка, распространив его на все Пятикнижие и исторические книги, и выяснили в общих чертах развитие библейского предания. Громадное и до некоторой степени завершающее значение имели в этой области исследования Ю. Велльгаузена (1844–1918 гг.), подведшие итог предшествующей работе и обосновавшие ее результаты новыми серьезными данными. Критическая школа библейской истории стала называться именем Графа–Велльгаузена. Указание Вильгельма Мартина Леберехта де Ветте (1780–1849 гг.) послужило для этих ученых исходным пунктом. В самом деле, следуя установившемуся мнению, можно было бы ожидать, что закон Моисея с поселением евреев в Ханаане станет нормой народной жизни. Между тем из чтения исторических книг можно убедиться, что жизнь идет в это время так, как будто его не существовало. Отсутствует единое, исключительно законное святилище, с его иерархически организованным монопольным классом жрецов и левитов. Жертвы приносятся в разных местах, освященных большей частью явлением Ягве, и этот обычай заповедуется даже самим Ягве (Исх. 20:24). Жрецом является тот, кто лично близок к Ягве, кому он открывается, или же просто глава семейства. Писаный закон – Тора – не существует. Ягве непосредственно открывает свою волю через живую Тору – слово пророков. Положение не изменяется и в эпоху царей. Перемена происходит только при Иосии в 621 г. до н.э., а в послепленную эпоху книга закона Моисеева начинает уже играть определяющую роль. Храм и легитимное жречество становятся центром народной жизни, ритуал и праздники – ее главным содержанием. При этом бросается в глаза, что открытие и чтение книги закона при Иосии и Неемии (Неем. гл. 8–10) производит полную сенсацию, и это после нескольких столетий предполагаемого существования закона! Очень примечательно также, что в так называемой книге Завета (Исх. гл. 20–23) множественность мест культа предполагается законно существующей, во Второзаконии централизация и единообразие культа являются идеалом для будущего, а в Жреческом кодексе они предполагаются существующими издавна. Ясно, что Закон не открывает собой еврейской истории, а является ее позднейшим продуктом. Это – твердо установленный результат библейской критики. Отсюда вытекает задача объяснения развития библейского предания.

 



 
PR-CY.ru