Словарь по христианству Б БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 8

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 8

Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому времени относится расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла выражение в дивных Псалмах, приписываемых самому Давиду и певцам, приближенных к нему. К концу его царствования начались смуты, которыми были омрачены последние годы жизни великого царя, и после тяжелых смятений престол перешел к сыну самой любимой им жены, Вирсавии, – к юному Соломону (около 1020 г. до н.э.). Соломон наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». К счастью для народа Соломон был от природы наделен светлым умом и проницательностью, которые создали ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь миром, он обратил все свое внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло. Двор Соломона не уступал в своем блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но главным делом и славой его царствования было построение величественного храма в Иерусалиме, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни. При нем же достигла своего наивысшего развития и поэзия. Замечательнейшими образцом ее служит знаменитая Песнь Песней (Ширгаширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в ее глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминации своего развития, с него же началось и обратное движение. Конец царствования Соломона омрачился разочарованиями. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нем Иеровоам. Опасения были не напрасными, и при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых десять колен отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н.э). Одна часть царства стала называться царством Иудейским, а другая – царством Израильским, и между ними началось ожесточенное соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи. Уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал набег на Палестину, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны, а свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С распадом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в Израильском царстве в политических целях был учрежден новый культ, представлявший собой поклонение Иегове под видом золотого тельца – в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма – пророки. Новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в грубое суеверие и идолопоклонство, за которым, в свою очередь, следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история Израильского царства представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты, пока она не закончилась разгромом его столицы Самарии со стороны грозных воителей Ассирии (в 722 г. до н.э.). Уведенный в плен народ Израильского царства затерялся там среди более сильных народностей Востока. Царство Иудейское, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше. Но оно тоже не избегло роковой участи и с разрушением Иерусалима вавилонянами также прекратило свое политическое существование (в 588 г. до н.э.), причем лучшая часть его населения была уведена в вавилонский плен. Этот плен, однако же, не был могилой для иудейского народа, каким для израильского народа был ассирийский плен. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов, т.к. именно с этого времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел громадное значение для приготовления языческого мира к христианству.

 



 
PR-CY.ru