БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 2

С этой точки зрения библейская история как наука должна проследить историческую судьбу древнееврейского народа не только как индивидуальной исторической единицы в ее самозаконченности и исключительности, но как существенного фактора всемирно-исторического развития до того момента, когда этот народ закончил свое политическое существование, и нить всемирно-исторического развития от него перешла в руки других народов – христианского Запада. Библейская история, рассматриваемая принципиально, представляет собой конкретное развитие и историческое осуществление той основной идеи, что человек, будучи сотворен невинным и совершенным, по своей воле потерял эту первобытную невинность, подпал силе греха и как его непосредственного результата – смерти, и вступил собственно в область исторической жизни уже как существо испорченное, слабое, наклонное ко греху и вследствие этого зависимое от чувственных впечатлений окружающей его природы, в свою очередь, лишившейся также первобытной гармонии своего бытия. Отсюда первые шаги собственно исторической жизни человека на земле состояли в его борьбе с окружающей природой за свое существование, и только результатом самой напряженной борьбы могла явиться культура как некоторое торжество человека над природой. Но рядом с этим разладом между человеком и природой в силу греха явился и внутренний разлад в самом существе человека, разлад между добром и злом, духом и телом, идеалом и действительностью, и этот разлад, переходя по закону наследственности к потомству, проявился в разделении людей на два враждебных лагеря, выступивших носителями двух противоположных, непримиримых между собой начал и, начиная с первых братьев (Каина и Авеля), вступивших в нескончаемую братоубийственную борьбу, тянущуюся на протяжении всей истории человечества. Предоставленное самому себе, человечество истощило бы себя этой нескончаемой братоубийственной борьбой, тем более гибельной, что изобретение смертельных и разрушительных металлических орудий было делом злого, преданного чувственности Каинова племени (Быт. IV, 22). Поэтому оказалась необходимой высшая помощь для поддержания добра на земле, и эта помощь была дана еще первым людям после их грехопадения – именно в обещании того, что Бог не допустит окончательно восторжествовать злу на земле и что настанет время, когда от семени женщины, послужившей главной виновницей грехопадения и всех связанных с ним бедствий, восстанет Избавитель, который вновь восстановит гармонию бытия и нанесет окончательный удар началу зла в мире. Это великое обетование и стало той путеводной звездой, по указанию которой направлялся весь процесс исторической жизни человечества. Но идеал, указанный обетованием, не мог найти себе скорого осуществления в действительности, и злое начало настолько восторжествовало над добром, что, по-видимому, исчезла всякая надежда на возможность возрождения человечества. Тогда оказалось необходимым нанести решительный удар старому греховному человечеству, и он был нанесен ему в страшной мировой катастрофе, так называемом Всемирном Потопе, от которого спасся только один благочестивый Ной со своим семейством и с необходимыми родоначальниками всего живущего на земле (Быт. VI–VIII гл.). Через своих сыновей, Сима, Хама и Иафета, он и сделался родоначальником нового послепотопного человечества, колыбелью которого была обширная среднеазиатская возвышенность, откуда и началось расселение размножившихся потомков Ноя во всех направлениях и по преимуществу к западу. В Месопотамии, в южной ее части, началась быстрая культурная работа, и через несколько сот лет уже образовалась сильная вавилонская монархия.

 



 
PR-CY.ru