БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА - Страница 8

Библиотека Санкт-Петербургской духовной академии по своему началу относится к 1725 г., когда была основана Александро-Невская семинария, преобразованная потом в академию. Но прочное основание для ее расширения было положено в 1736 г., когда круг семинарского образования расширился, и семинарии было предоставлено право выписывать книги на монастырские суммы. А после ее преобразования в академию на библиотеку ассигнуется особая сумма (200 р.) из академических средств, которая затем постепенно увеличивается (после реформы 1814 г. – 642 р. 50 к., 1869 г. – 1600 р., 1884 г. – 2 500 р.). Одновременно библиотека пополняется пожертвованиями. В нее поступают монастырская библиотека (1740 г.), собрание книг и рукописей Феофана Прокоповича (1741 г.), библиотека Скиади, несколько рукописей Никодима Селлия (которые, впрочем, не уцелели), библиотека печатных книг Херсонского архиепископа Евгения Булгариса (1806 г.; греческие, латинские, итальянские и французские книги), библиотека митрополита Гавриила, а также некоторые книги Типографской библиотеки (Библии-полиглоты, сочинения Отцов церкви, венецианское издание соборных актов XVI в., древнейшие издания классиков), библиотека рукописей и печатных книг, приобретенная после профессором Маттеи (1812 г.; материалы для критического изучения текста Нового Завета, редкие издания греческих отцов и классиков), книги Могилевского архиепископа Варлаама (1820 г.), библиотека бывшего Библейского Общества (1827 г.), духовные произведения из библиотеки Залусских, поступившей в Императорскую Публичную Библиотеку (1843 г.; 4743 названия, старинные издания и диссертации, преимущественно на латинском и польском языках), библиотека протоиерея Г.Т. Меглицкого (до 1000 названий, 1846 г.). Кроме того в 1811 г. состоялся указ о безденежном доставлении в Санкт-Петербургскую академию по экземпляру книг, «могущих соответствовать цели духовного воспитания» (результаты этого указа неизвестны). Особенно библиотека обогатилась за вторую половину XIX в.: в 1857 г. в ней было 25 500 томов (вскоре она увеличилась в 6 раз). В 1859 г. по распоряжению Священного Синода в библиотеку поступило два богатейших собрания рукописей и старопечатных книг: Новгородского Софийского собора (1575 рукописей, 485 старопечатных книг и 22 наименования иностранных книг) и Кирилло-Белозерского монастыря (1355 рукописей и 383 старопечатных книг). После того отдел рукописей и старопечатных изданий пополнялся: обменом с Румянцевским музеем (1874 г.; 152 книги), коллекцией рукописных книг старообрядческой печати (367 книг), конфискованных у купца Большакова и крестьянина Иванова и поступивших из Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры (1876 г.), собранием богослужебных униатских книг (29), отобранных от униатских церквей Седлецкой губернии после воссоединения, пожертвованиями частных лиц: митрополита Исидора, В.К. Саблера, профессоров М.О. Кояловнича, И.Ф. Нильского, И.Е. Троицкого, протоиерея Д.П. Соколова и др. Что касается печатных книг, то за вторую половину XIX в. они поступили отчасти путем покупки, отчасти чрез пожертвования: митрополита Григория (1862 г., 2 тыс. названий), профессоров В.Н. Карпова, С.С. Тапильскаго, почти вся библиотека протоиерея Ф.Ф. Сидонскаго (1884 г.; 17 тыс. названий свыше 25 тыс. томов, главным образом, немецкая и французская литература по богословию, философии, истории и филологии), профессора И.С. Якимова (1885 г.; 158 названий специально по библейской науке), митрополита Исидора (1893 г.; 3721 название – книги научно-богословского и религиозно-нравственного содержания, почти исключительно русские), профессора М.О. Кояловича (боле 500 названий – по русской и, главным образом, западнорусской истории), профессора И.Ф. Нильского (1895 г.; до 400 названий – исключительно по расколоведению), профессора И.Е. Троицкого (с 1887 по 1899 гг.; около 2 тыс. названий – иностранная литература, преимущественно церковно-историческая), митрополита Антония (1899 г.; 884 названия богословского и религиозно-нравственного содержания), профессора Чельцова (1898 г.; 212 книг, главным образом, церковно-исторического содержания), протоиерея Д.П. Соколова (1898 г.; 124 названия), Исаакиевского (84), Казанского (227) и Андреевского (64) соборов в Санкт-Петербурге (1895–1897 гг.; фолианты святоотеческих творений и старопечатных латинских богословских сочинений), профессоров П.Ф. Николаевского (1900 г.; 2701 название – книги по русской истории преимущественно церковной), Е.М. Прилежаева (1900 г.; 834 названия, тоже по русской церковной истории). Позже поступили библиотека профессора В.В. Болотова (около 3 тыс. названий; – замечательное по подбору собрание книг по ориентологии, филологии, общей церковной истории и вспомогательным к истории техническим дисциплинам).

 



 
PR-CY.ru