БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА - Страница 6

По описи 1908 г. в библиотеке числилось 513 греческих и 1819 славяно-русских рукописей. Московская Типографская библиотека находилась в тесной связи с Московской Синодальной. Она возникла из собрания рукописных подлинников Московской Синодальной типографии и первопечатных книг, количество которых было значительным, т.к. эта типография долгое время была единственной в России. Уже Иоанн IV, при котором была основана типография, поскольку он не жалел средств для ее библиотеки. Но в Смутное время, когда типография была сожжена поляками, погибла и библиотека. При Михаиле Федоровиче с восстановлением книгопечатания и после него снова начали собирать на печатный двор книги и рукописи, как материалы и пособия для предпринимаемых печатных изданий. Книги покупались и выменивались в монастырях, церквах и у частных лиц, а также поступали сюда из Большого дворца (1679 г.), Посольского приказа (1673 г.) и от лиц, имевших отношение к типографии, – особенно много от патриарха Никона. В царствование Феодора Алексеевича было основано при Печатном дворе училище, из которого возникла потом академия, и с этого времени Печатный приказ выделял значительные суммы на приобретение книг, не только русских, но и иностранных, так что к концу XVII в. книги Типографской библиотеки считались уже тысячами. С воцарением Петра I значение библиотеки быстро падает, т.к. упало и значение типографии, деятельность которой была ограничена печатанием церковнославянских книг. После Петра Великого ученая и издательская деятельность при Печатном дворе постепенно прекращается. В 1786 г. большая часть Типографской библиотеки была передана в Синодальную библиотеку, и с этого времени не раз делаются попытки разделить Типографскую библиотеку между Синодальной библиотекой, духовной академией и семинариями. В 1854 г. с этой целью был образован комитет для разбора Типографской библиотеки, но благодаря заступничеству Московского Археологического Общества Типографская библиотека продолжала существовать. Она состояла из 3-х отделов: рукописи (600); книги церковной печати (издания древнеславянских типографий, преимущественно Московской); иностранные книги (греческие, латинские и польские). С конца XVIII в. библиотека перестала собирать даже образцы своих собственных изданий, возобновив это лишь к концу 1827 г. Из монастырских и церковных библиотек особенно замечательны библиотеки Москвы и ее епархии. Начало библиотеки Троице-Сергиевой лавры восходит ко временам преподобного Сергея. В 20-х гг. XX в. число ее печатных и рукописных книг было определено цифрой в 2 тыс. В 1747 г. по распоряжению архимандрита Лавры Арсения книги «за курьез почитаемые» были переданы (в количестве 235 экз.) в Троицкую лаврскую семинарию, откуда потом перешли в Московскую духовную академию. Но и после этого библиотека продолжала увеличиваться. Рукописи и книги были описаны в 1795 г. по распоряжению митрополита Платона, а в 1854–1857 г. – по указу Священного Синода. В 1873 г. в библиотеке было около 900 рукописей и 7 тыс. печатных книг. Библиотека Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря ведет свое начало от патриарха Никона, который в 1661 г. пожертвовал в монастырь значительное собрание рукописей и старопечатных книг (около 1 300). Значительная часть библиотеки Никона в последней четверти XVII в. была взята в Патриаршую ризницу в Москву. Много рукописей погибло от пожаров и других причин. В 1680 г. в ней оставалось 128 рукописей и 346 печатных книг. Впоследствии некоторые, более замечательные рукописи были переданы в другие книгохранилища, в том числе открытый Строевыми «Изборник Святослава» 1073 г. – в Московскую Синодальную библиотеку. Библиотека Никольского Единоверческого монастыря поручила особое значение позже, благодаря поступлению в нее Хлудовской библиотеки, составленной из книжных собраний Озерского, Лобкова, Гильфердинга. Она представляет собой богатое собрание рукописей и старопечатных изданий, преимущественно имеющих отношение к расколу. Книжная палата Чудова монастыря (не особенно большая) заключает в себе драгоценные рукописи, преимущественно патристического и церковно-исторического характера, между прочим, Новый Завет, собственноручно написанный святителем Алексием, изданный митрополитом Леонтием. Библиотека Московского Успенского собора по происхождению относится ко времени первых Московских митрополитов. Библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря еще в XVI в. славилась громадным по тогдашнему времени количеством книг (более 1 000).

 



 
PR-CY.ru