БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА - Страница 3

До начала XIX в. основными собирателями книг были частные лица, например, Татищев, Феофан Прокопович и особенно (в конце XVIII в.) граф Бутурлин, Разумовские, Мусин-Пушкин, Миллер, князь Щербатов. Большинство этих собраний погибло в Отечественную войну 1812 г. Вскоре после этого правительство все больше и больше берет на себя охрану книжных сокровищ и заботится об их сосредоточении, устраивая большие библиотеки по всем отраслям знания. С развитием ученых и учебных учреждений появляются библиотеки специального характера. Кроме того, собиранием книг продолжают заниматься и частные лица. Со времени Петра I русские библиотеки теряют свой прежней, исключительно церковный характер, и духовная литература сосредоточивается в специальных библиотеках духовного ведомства и в богословских отделах больших библиотек смешанного характера. Из библиотек смешанного состава самыми богатыми в России были следующие. Императорская Публичная Библиотека в Санкт-Петербурге, существующая с 1814 г., имевшая в основе Варшавскую библиотеку братьев Залусских, которая была перевезена в Петербург после взятия Варшавы в 1794 г., в количестве до 250 тыс. книг. Позже библиотека насчитывала до 1 млн. 300 тыс. томов. Несмотря на свое сравнительно позднее происхождение, она уступала по богатству лишь Парижской Национальной библиотеке и Британскому Музею. В библиотеку доставлялись (с самого ее основания) все книги, выходящие в России (в 2-х экз.), а книги, вышедшие раньше, по возможности, приобретались как антикварные. Благодаря этому в библиотеке была вся без исключения русская богословская литература, вышедшая после основания библиотеки, и за редкими исключениями литература, вышедшая до этого времени, с начала XVIII в. Каталога русских книг не было. Отдел иностранной богословской литературы также был очень богатый: первые основатели библиотеки были ревностными католиками, и впоследствии этот отдел исправно пополнялся. В отделе Rossica была собрана почти вся иностранная литература, касающаяся России. Для иностранных книг периодически издавались систематические каталоги. Не меньше интереса представляет отдел рукописей и, прежде всего, греческих. Особенно важным в этом отделе было привезенное с Востока Тишендорфом собрание палимпсестов (палимпсеты – тексты, написанные на пергамене, которые были стерты и на которых записывались иные произведения, а позже были восстановлены в первоначальном виде), а также собрания греческих пергаменных рукописей Порфирия и Николаидиса. В числе греческих рукописей в библиотеке были Codex Sinaiticus Библии IV в. и Codex Purpuraeus Нового Завета VI в. В отделе восточных рукописей имелись еврейские (в том числе «кодекс пророков» 916 г. и полный кодекс Библии 1009 г. из богатого собрания Фирковичей), самаритянские, эфиопские, коптские и грузинские. Относящиеся сюда описания: Е. de Muralt, «Catal. codicum. B. I. P. graecorum» (Petrop. 1840), его же «Catalogue de manuscrits grecs de la B. I. P.» (S.-Ptrsb., 1864); Dorn, «Cat. de man. etxylographes orentaux». (S.-Ptrsb., 1852), Гаркави, «Описание самаритянских рукописей» (Спб. 1875), Harkavyund Straec, «Catalog der hebraischen Bibelhandschriften» (S.-Ptrsb., 1853). Очень богатым был отдел славяно-русских рукописей и старопечатных книг. В его состав входили богатейшие собрания частных лиц, например, графа Ф. Толстого, М.П.  Погодина, Кастерина, Каратаева, Карабанова, Сокурова, Сахарова, Карамзина, Гильфердинга, Трехлетова, Гундобина и др. Описания славянских рукописей составлялись Калайдовичем, Строевым, Ундольским, A. Викторовым, А.Ф. Бычковым и И.А. Бычковым. Императорская Публичная Библиотека с 1851 г. ежегодно издавала отчеты о своем состоянии (были еще отчеты за 1808–1812, 1814–1817 гг.). Библиотека Румянцевского Музея в Москве имела в основе книжное собрание графа Н.П. Румянцева, переданное правительству в 1827 г. и в 1861 г. перевезенное из Петербурга в Москву. Позже библиотека насчитывала 300 тыс. томов. Главный интерес представляет отделение славянских рукописей.

 



 
PR-CY.ru