БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА - Страница 2

В повести о налете Тохтамыша на Москву рассказывается, что во время осады, между прочим, сгорело «многое множество книг», которые собраны были со всего города и из сел в соборных церквах. Что касается монастырских библиотек, то хотя точные сведения о них появляются лишь с конца XVI в., но не вызывает сомнения, что они существовали и раньше. Естественная нужда монастырей в церковных книгах для богослужения, соборного и келейного чтения, а также для школ, существовавших при монастырях, заставляла заботиться о приобретении книг. Благоговейное уважение, с которым наши предки относились к книге, способствовало их тщательному сохранению. Монастырские библиотеки составлялись отчасти путем переписки книг, которая, как дело богоугодное, особенно была распространена при монастырях, так что во многих существовали для этой цели «книгописныя келлии»; отчасти путем пожертвований от разных благочестивых людей «на помин души»; отчасти путем обмена книг с другими монастырями, которые имели тот или другой экземпляр «вдвое» или «втрое». Более или менее правильная организация библиотечного дела появляется, по-видимому, лишь в конце XVI в.: являются «описи» книгам и хранение книжного имущества вверяется определенному лицу – келарю или особому «книгохранителю». С этого же времени в писцовых книгах можно видеть многочисленные указания на существование библиотек не только при монастырях и соборных церквах, но и при бедных церквах незначительных городов. Отличительная черта этих библиотек – неустойчивость их состава, объясняемая их излишней доступностью: книги свободно раздавались для «почитания, учения и списывания» без всякой гарантии, и большинство выданных книг значится в описях «неявившимися». Так книжные богатства переплывали из одного монастыря в другой, и проследить историю монастырских библиотек того времени возможности нет. Особенно славилась книжными богатствами Москва. Здесь главными собирателями книг были московские государи и русские первосвятители – митрополиты, потом патриархи. Кроме того, собиранию книг в Москву много способствовали заведение типографии и исправление церковных книг. До последнего времени в литературе упорно жила легенда о громадной библиотеке греческих и латинских книг, якобы присланной в Москву византийским императором Иоанном VIII Палеологом накануне падения Византии, которая послужила главным основанием «Библиотеки Московских государей». Высказывалось даже предположение, что при более тщательных раскопках в Московском Кремле этот книжный клад может быть открыт, однако серьезных оснований в пользу достоверности этого предположения до сих пор не найдено. Напротив, есть основания для полной его недостоверности. Несомненно только то, что в XVI в. у московских государей действительно существовало книжное собрание, в котором наряду с русскими книгами могли быть в небольшом количестве и иностранные. Описи этой библиотеки не осталось, и все ее богатства погибли, вероятно, в Смутное время. До нас дошли описи царских библиотек: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, царевича Алексея Алексеевича и царя Феодора Алексеевича. Большинство книг в этих библиотеках были духовного содержания. Богаче была Митрополичья библиотека, переименованная потом в Патриаршую и существовавшая под именем Синодальной. В XVII в. собиранием книг занимаются и частные лица, особенно русские иерархи и другие духовные лица. Известны библиотеки Симеона Полоцкого, св. Димитрия Ростовского, Сильвестра Медведева, который, кстати, сам составил опись своей библиотеки – «Оглавление книг, кто их сложил». С XVIII в. начинается собирание книг в научных интересах. Указ Петра I о собирании «древних лет на хартиях и на бумаге гражданских летописцев, степенных, хронографов и др.» не имел большого практического значения, но он оказался хорошим примером для частных лиц.

 



 
PR-CY.ru