БИБЛЕЙСКОЙ ТЕОЛОГИИ ДВИЖЕНИЕ

БИБЛЕЙСКОЙ ТЕОЛОГИИ ДВИЖЕНИЕ (Biblical Theology Movement) – направление в религиозной мысли США и Великобритании второй половины XX в. Основой этого движения, распространившегося во многих конфессиях (прежде всего, в кальвинизме и баптизме), явилась консервативная реакция на либерально-протестантский подход к Священному Писанию и на библейскую гиперкритику. Значительное влияние на «библейских теологов» оказала диалектическая теология и особенно неоортодоксия в США (Э. Бруннер, Б. Нибур), вслед за которой они стремились выявить значение базовых ценностей Откровения в свете последующего исторического опыта. Другим существенным направлением, стимулировавшим богословский поиск «библейских теологов», стала англоязычная лингвистическая философия (Р. Карнап, М. Шлик) с ее положением о некогерентности религиозных понятий (в физике когерентностью называется скоррелированность (согласованность) нескольких колебательных или волновых процессов во времени, проявляющаяся при их сложении; колебания когерентны, если разность их фаз постоянна во времени и при сложении колебаний получается колебание той же частоты), что заставило пересмотреть подходы к языковому осмыслению сверхъестественных аспектов Библии. Одним из важнейших принципов «библейских теологов» (Д. Барр, Б. Чайлдс, Т. Боуман) стало стремление согласовать божественный и человеческий аспекты Откровения, из которых первый является трансцендентным и. следовательно, надысторическим и не подверженным критике, а второй должен рассматриваться в историко-культурном контексте. «Библейские теологи» выступали против трактовки Библии с позиций античной или новоевропейской философии, считая такой подход неадекватным, и предлагали анализ Священного Писания в свойственных ему категориях древневосточного и древнееврейского мышления, отличных от Античности. Эта тенденция у сторонников «библейской теологии» сочеталась со стремлением переосмыслить современную протестантскую теологию через достижения новейшей библеистики, герменевтики, экзегезы и библейской археологии, отвергшей крайности критицизма. Тем самым библейской теологии движение отвергло как либеральный подход с его отрицанием сверхъестественного и склонностью к эволюционизму и гуманизму, так и протестантский фундаментализм с его теорией «вербальной инспирации» (представление о полном соответствии текстуальной формы Священного Писания Откровению, о богодухновенности не только смысла, но и буквы Писания). Пик развития библейской теологии движения приходится на середину XX в. С 1960-х гг. движение пошло на убыль, однако оказало влияние на дальнейшее развитие протестантской исторической и систематической теологии (М. Эриксон, М. Кляйн, У. Грюдем и др.). Источник: Энциклопедия религий. М., 2008 г.

 
PR-CY.ru