БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА - Страница 6

Г. Гункель (1862–1932 гг.) особенно подчеркивал роль устного предания, ставшего причиной вариативности многих библейских фрагментов, в том числе нарративного (повествовательного) характера. М. Нот предложил методику «истории традиций». Он пришел к выводу, что народ Израиля возник в результате смешения многих кланов и родов, которые были носителями различных версий устных нарративных и иных текстов, повествующих о событиях локального масштаба. Например, сказания о патриархах свидетельствуют о том, что литературные предания об Аврааме происходят из района Иудейских холмов, об Исааке – с юго-запада Иудеи и из Негева, об Иакове – с Эфраимитских холмов. Единая генеалогия патриархов сложилась изустно к X в. до н.э., до появления и Яхвиста, и Элохиста. М. Нот полагал, что у них был общий эклектичный источник «G» (от нем.: gemeinsame Grundlage – общая основа), состоящий из независимых фольклорных единиц. Гипотезе М. Нота оказалась близка теория «устных традиций» Уппсальской школы. Ее классик И. Энгнелл (1906–1964 гг.) полагал, что в Торе нашли отражение два фундаментальных цикла устных и письменных преданий: первый лег в основу Четверокнижия, а второй – девтерономической истории. У. Кассуто пытался доказать принадлежность библейской лирики. Песни Деворы (Суд. 5), Песни о переходе через Тростниковое море (Исх. 15:1 – 8), пророчеств Валаама (Чис. 23 и 24), Благословения Иакова (быт. 49), Песни и Благословения Моисея (Быт. 32 и 33) – к реликтовому еврейскому национальному эпосу. Священные устные предания евреев преддавидической эпохи (обетования патриархам) Е.А. Спейзер предложил маркировать буквой «T» (Tradition). Российский историк и переводчик Торы И.Ш. Шифман (1930–1990 гг.) верхним хронологическим пределом возникновения наиболее ранних фрагментов Пятикнижия считал XIII в. до н.э., а его полную редакцию датировал первой половиной I-го тыс. до н.э. (но не ранее 621 г. до н.э.). Американский исследователь раввинистической литературы Лоуренс Шиффман (род. в 1948 г.) отмечает, что некоторые выводы европейской документальной гипотезы были предвосхищены еще задолго до нее авторами Талмуда: именно благодаря различиям, обнаруживаемым в Книге Завета (законодательный кодекс в конце книги Исход), Жреческом кодексе (Левит и часть книги Чисел), Кодексе Святости (Левит 17–26) и Второзакония, сформировалась таннайская экзегеза Тосефты (самого раннего комментария на Мишну, I–II вв. н.э.) – так называемый мидраш галаха, впоследствии усовершенствованная амореями (III–IV вв. н.э.) при редактировании мидрашей. Древнейшим текстом «ТаНаХа» признается со времени исследований У. Олбрайта и его последователей Песнь Деворы и Варака (Суд. 5) – XIII–XII вв. до н.э., а позднейшим – книги пророка Даниила (середина II в. до н.э.). Проблема генезиса синоптических евангелий интересовала библеистов последней четверти XVIII – первой половины XIX в. не менее, чем проблема генезиса Торы. Эпоха Просвещения поставила перед учеными-христианами цель извлечения исторически достоверного ядра из массы евангельских рассказов об Иисусе из Назарета. Наиболее влиятельными оказались четыре теории: а) теория протоевангелия (около 1776 г.) была представлена Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729–1781 гг.), предположившим существование единого арамейского прототекста; б) теория устной традиции (около 1797 г.) Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803 гг.) была близка первой, отличаясь от нее тем, что постулировала длительную устную, фольклорную трансляцию арамейского прототекста, приведшую к его трансформации и позднейшей кодификации нескольких равноценных вариантов переводов на койне (диалекте греческого языка); в) теория фрагментов была разработана Фридрихом Даниэлем Шлейермахером (1768–1834 гг.). В своем труде по библейской критике Евангелия от Луки (1817 г.) он утверждал, что в распоряжении евангелиста находилось множество разрозненных фрагментов воспоминаний очевидцев и современников, частью устных, частью письменных, частью рубрифицированных по жанровому признаку: чудеса, речи и притчи, страстной цикл и пр. Луке осталось лишь их суммировать и систематизировать, выстроив логически и хронологически непротиворечивый пересказ; г) теория заимствований, т.е. использования одних синоптических евангелий в качестве основы для других.

 



 
PR-CY.ru