БИБЛИЯ - Страница 7

Современное христианское деление всего текста Библии на главы произвели в 1205 г. кардинал Гугон или архиепископ Кентерберийский Стефан Лэнгтон (Кембридж), а дробление на стихи – печатник Робер Стефанус (Париж, Женева) в 1551–1555 гг. Рукописная еврейская Библия, воспроизводящая деление текста латинского перевода на главы и параграфы, изобретенное около 1520 г. доминиканцем Гуго Сенвикторским появилась в XIV в. Насельник монастыря Сен-Шэр Гуго каждую главу Библии разбил на семь параграфов, буквенно обозначив их от «а» до «g». Его метод лег в основу деления печатного текста Biblia Hebraica (первое издание на иврите вышло в 1524–1525 гг.). В XV в. раввин Исаак Натан разделил каждую книгу на главы, и это деление до сих пор сохраняется в еврейской Библии. В православных изданиях Библии неканонические книги помечаются особым значком, и указывается, что это – книги, переведенные с греческого языка. Христиане делят Ветхий Завет на книги сказаний, книги поучений и книги пророков, перенося эту классификацию и на 27 книг Нового Завета. К сказаниям здесь относят Евангелия и Деяния апостолов, к поучениям – апостольские послания, к пророкам – Откровение Иоанна Богослова. Среди книг Ветхого Завета христианами особенно почитаются первые 5 книг – Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Исторические материалы содержатся, прежде всего, в книгах: Иисуса Навина, Судей, 4 Книгах Царств, 2 Книгах Паралипоменон, Ездры и Неемии. К историческим книгам относят и книги пророков: 4 больших пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия). Печатные издания Ветхого Завета появляются с XV в., а печатные издания Нового Завета – позднее, в XVI в. В первый раз Новый Завет появился в Комплутенской полиглоте в 1514 г. (он был издан не критически, по новым и несовершенным рукописям и не везде правильно). В 1516 г. в Базеле Новый Завет был издан под редакцией Эразма Роттердамского (1469–1536 гг.) с латинским переводом и с критическими замечаниями. Дальнейшие работы над новозаветным текстом были совершены в широких размерах, с большой смелостью и значительными результатами И.И. Гризбахом (ум. в 1812 г.), Карлом Лахмано (ум. в 1851 г.) и, наконец, К. Тишендорфом (ум. в 1874 г.). Противником И.И. Гризбаха выступил Х.Ф. Маттеи, который на основании просмотренных им более сотни манускриптов Московской синодальной библиотеки в 1782–1788 гг. издал Новый Завет в 12-ти томах (отдав предпочтение константинопольской редакции). Но ни один из предыдущих издателей не располагал такой громадной массой критического материала, как К. Тишендорф (1815–1874 гг.). Несмотря на то, что он был выше своих предшественников, тем не менее, его работы встретили важные и справедливые возражения: почти в каждом новом издании он изменяет свои мнения о правильности чтения многих мест. Сохранились и рукописные варианты Библии, которые представляют собой неоценимую историческую ценность. Древнейшие манускрипты относятся к IV в., а самые поздние – к XVI в. К числу самых древних и важнейших относятся Синайский, Александрийский, Ватиканский манускрипты и манускрипт-палимпсест св. Ефрема Сирина. (Палимпсестами называются такие пергамены, на которых вместо первоначального священного текста – стертого или смытого, был написан текст какого-нибудь другого сочинения, но потом священный текст был возобновлен и прочитан.) Синайский манускрипт был найден на Синае в монастыре св. Екатерины в 1859 г. профессором К. Тишендорфом. Александрийский манускрипт был подарен в 1628 г. английскому королю Карлу I (1625–1649 гг.) константинопольским патриархом Кириллом I Лукарисом (1620–1623; 1623–1633; 1633–1634; 1634–1635 и 1637–1638 гг.); хранится в Лондоне, в Британском музее. Ватиканский манускрипт находится в Риме, в Ватиканской библиотеке; когда и откуда он туда попал – неизвестно, но там хранится очень давно. Манускрипт-палимпсест св. Ефрема Сирина хранится в Парижской библиотеке. Называется так потому, что в XII или XIII в. с пергамена был стерт первоначальный текст Священного Писания и вместо него мелким шрифтом были написаны некоторые сочинения св. Ефрема Сирина. В таком виде манускрипт попал во Флоренцию, в библиотеку Медичи, а оттуда в Парижскую библиотеку. К. Тишендорф частично восстановил и издал его первоначальный текст. См. также БИБЛИЯ в Словаре по иудаизму.



 
PR-CY.ru