БУСИДО

БУСИДО (яп. – «путь воина») – кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включённым в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII–XIII вв., с развитием класса самураев как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI–XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. Тарас Улищенко в предисловии к книге «Кодекс бусидо» приводит следующее толкование этого слова: «Слово «бусидо» состоит из трёх иероглифов. Первые два составляют слово «буси» – единственное слово из нескольких имеющихся в японском языке для обозначения понятия, наиболее точно передающего сущность воина. В первом иероглифе «бу», со значением «военный»/«воинский», его ключом является иероглиф со значением «останавливать». А второй частью знака – сокращённый вариант идеограммы, обозначающий «копьё». Древний китайский словарь Шу Вэнь даёт следующее пояснение: “Бу заключается в способности подчинить себе оружие и, следовательно, остановить копьё”. В другом древнекитайском источнике («Книге Цзы Чуань») мы находим более подробное толкование, в котором говорится, что «бу» включает в себя «бун», т.е. литературу, каллиграфию, и в более широком смысле все невоенные искусства. «Бу» запрещает насилие и подчиняет оружие – “останавливает копьё”. Иероглиф «си» в современном японском языке имеет значение «военный», «воин», «мужчина» и даже «благородный человек». Первоначально, в Китае, этим словом определялись люди, которые обладали мастерством в определённой сфере и занимали своё положение в обществе благодаря учёности, однако готовы были взять в руки оружие, когда это необходимо. Таким образом, «буси» – это человек, способный сохранять мир как с помощью искусства, так и военными средствами. Третий иероглиф («до») обозначает Путь – важнейшее для большинства восточных философских учений понятие, в данном случае объединяющее эти на первый взгляд несовместимые качества – «бун» и «бу», в образе жизни «идеального» человека». Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако её основы существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, которые пришли в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме. Наиболее важные принципы бусидо почерпнуло из синтоизма – древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов в окружающих человека вещах и предметах, любви к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и и верноподданничества. Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г.

 



 
PR-CY.ru