БЕРНАР Оттон де Ниор

БЕРНАР Оттон де Ниор (около 1201 г. – между 1244 и 1258 гг.) – сеньор города Ниора и Монреаля, файдит. Был последним сеньором Лаурак, одним из военных лидеров, лидеров сопротивления Окситании в течение Альбигойского крестового похода. Исповедовал катаризм. Принял катарский духовный сан. Бернар Отон был сыном Гийома де Ниор и Эсклармонды де Монреаль-Лаурак, сестры Аймери де Монреаль-Лаурак, погибшего вместе со своей другой сестрой Геродой во время осады крестоносцами Лавора. Таким образом, он был внуком Сикарда и Бланш де Лаурак. Его братом был Герод де Ниор, виконт де Саут. Все его родственники исповедовали катарское вероучение. В возрасте пяти – шести лет был доверен на воспитание бабушке Бланш де Лаурак, которая обустроила вместе со своей дочерью Мабилией катарский монастырь. Исповедовал катаризм в течение всей своей жизни. Помогал скрываться катарским духовным лицам от преследований католической церкви, в частности, организовал побег Гилаберта де Кастро. В 1226–1229 гг. помогал оборонять замок Кабарет вместе с его сеньором Пьером Роже де Кабаре. Был женат на его дочери Нове де Кабаре (общий сын – Бертран); но в результате тяжёлого ранения в голову в битве при Верфеуи в 1230 г. принял «Consolamentum» (катарское посвящение в «Совершенные»), обеспечивающее соединение с Богом после смерти. Выжив после ранения, ему, однако, приходится расстаться с супругой, согласно данным обетам при получении «Consolamentum». Принятие этих обетов было равносильно уходу в монашество. Позже этот факт будет использован на суде инквизиции против Бернара Оттона как доказательство его «аморальности», однако источники инквизиции исследователи не вполне могут считать объективными. Бернар Оттон заслужил огромное уважение среди общества Окситании. Он был осуждён на сожжение на костре как еретик в 1236 г. в городе Каркассон, но убежал с помощью своих друзей (многие бароны региона убедили инквизицию осудить его только к пожизненному лишению свободы, чтобы предотвратить восстание в регионе). После побега Бернар Оттон продолжал свою деятельность по спасению оставшихся катаров и сопротивлению оккупантам. В ходе суда всплывали факты о его взаимоотношениях с женой – Новой де Кабаре. Бернар Оттон принуждал её принять «Consolamentum» и даже избивал, когда она отказалась сделать это. Однако исследователи имеют в виду, что Нова де Кабаре, отец которой был главой «гнезда еретиков», а братья стали файдитами, была под пристальным надзором инквизиции, которая отправила бы её на костер, если бы заподозрила в симпатии к катаризму. Потому, исследователи считают вполне возможным, что данные факты были ложью Бернара Оттона, чтобы защитить жену. В пользу этой версии говорит и тот факт, что её мать Бруниссенда в это время скиталась в области Хаутпол, не решаясь своим присутствием скомпрометировать дочь. Бруниссенда была дружна со многими катарскими пастырями. Сведения о ней пропадают после 1236 г., а в 1233 г. бабку Новы де Кабаре – Берангерию де Рокевиль сожгли на костре по доносу её дяди. И вообще, время начала действия святой инквизиции в Тулузском графстве характеризуется атмосферой всеобщего страха и волны доносов: дети доносили на родителей, родители на детей, мужья на жён, и каждый шёл на это часто только для того, чтобы самому избежать подозрений в ереси. В 1259–1260 гг. происходит повторное рассмотрение дел братьев Ниор. Суд частично реабилитирует их, как и других файдитов времён похода Симона де Монфор V. В суде интересы Бернара Оттона де Ниор представляла его сестра Эсклармонда де Жиноль. Она добилась реабилитации Бернара Оттона как человека, защищавшего свои земли. На тот момент его с женой уже не было в живых.

 
PR-CY.ru