«БРОКГАУЗА И ЕФРОНА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» - Страница 2

Перу В.С. Соловьёва принадлежат историко-богословские статьи «Манихейство», «Монофизитство, монофизиты» и «Монофелитство, монофелиты», сочинения, посвящённые гностицизму и мистицизму: «Валентин и валентиниане», «Гермес Трисмегист», «Гностицизм», «Каббала», «Мистика, мистицизм», «Сведенборг». В статьях о философах («Гегель», «Дунс Скот», «Кант», «Ориген», «Платон», «Плотин») В.С. Соловьёв стремится не только изложить философскую систему, но и обрисовать личность мыслителя, зачастую с собственными оценками. В словаре Брокгауза и Ефрона представлены русские религиозные философы XIX – начала XX вв.: В.С. Соловьёву принадлежат статьи о Николае Яковлевиче Данилевском и Константине Николаевиче Леонтьеве, в которых автор критикует славянофильские теории, Якову Николаевичу Колубовскому – статьи о Сильвестре Сильвестровиче Гогоцком, протоиерее Фёдоре Александровиче Голубинском, Алексее Александровиче Козлове и др. Автором многих статей на библейские и богословские темы в словаре Брокгауза и Ефрона был Борис Михайлович Мелиоранский. Его перу принадлежит статья «Христос», состоящая из двух частей: первая часть посвящена евангельскому повествованию об Иисусе Христе, вторая – церковному учению о Христе – Спасителе мира. Вместе с Фаддеем Францевичем Зелинским Б.М. Мелиоранский написал статью «Христианство», которая включает в себя очерк возникновения и первоначального распространения христианства, обзор раннехристианской литературы I–II вв., очерк истории христианства в Римской империи, изложение христианского вероучения I–III вв. в сравнении с иудаизмом, языческой религией и философией. Дополнительно даны статьи «Христианство в Абиссинии» Бориса Александровича Тураева, «Христианство в Средней Азии» Василия Владимировича Бартольда, «Христианство у германцев» Артемия Григорьевича Готлиба (Арона Гиршевича Готалова), «Христианство у славян» и «Христианство в России» Александра Лаврентьевича Липовского. Большой научный интерес представляют статьи Сергея Николаевича Трубецкого «Религия» и «Эсхатология». С.Н. Трубецкой критикует религиозный индивидуализм протестантского толка и отстаивает понимание религии, основанное на Священном Писании и культе. По его мнению, религия имеет два пути развития: отрицательный в буддизме и положительный в монотеизме, наивысшим выражением которого является христианство. В статье «Эсхатология» С.Н. Трубецкой, считая веру во Второе пришествие Христа неотъемлемой частью христианского вероучения, раскрыл эсхатологические идеи на примере Ветхого и Нового Заветов; он видел сущность этих идей в стремлении религиозных мыслителей дать ответ на вопрос о «конечной судьбе мира и человека». Не потеряла своего научного значения статья Ф.Ф. Зелинского «Язычество греко-римское», в которой подробно освещены все стадии эволюции религиозного сознания у древних греков и римлян.

 



 
PR-CY.ru