БАКТРИЯ, Бактриана - Страница 3

Для следующего периода, переходного от греческого к кушанскому, важнейшее значение имеют Халчаян (в Южном Узбекистане) – по мнению исследователей, храм обожествлённых предков местной династии с многофигурными скульптурными композициями – и некрополь Тилля-тепе (в Северном Афганистане), в котором найдено около 20 тыс. предметов из драгоценных металлов. Кушанская эпоха представлена большими городами Дальверзин (Узбекистан) и Дильберджин (Афганистан) и династийным кушанским храмом Сурхкоталь. С первых веков н.э. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религиозных верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и монастырей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Старом Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI–VII вв. н.э. исследователи относят скульптуру из Аджина-Тепе (в Южном Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды. Древнейшее сообщение о распространении в Бактрии христианства содержится в сочинении «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в начале III в. н.э. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в районе современной границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в конце V в. персидский шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В середине VI в. христиане, депортированные персами из некоторых сирийских городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христианское вероучение среди гуннов. К ним несколько раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патриарха Мар Абы (в 549 г.), который, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов, сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах, имел в виду, как полагают исследователи, это событие. Интересное свидетельство о христианстве в Бактрии дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христианской миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств исследователи относят небольшой скальный монастырь VI–VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле села Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре которого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X–XII вв.), которое принадлежало, как полагают исследователи, христианской общине, т.к. живописный декор его содержит большое изображение креста.



 
PR-CY.ru