Словарь по христианству Б БОРРОМИНИ Франческо

БОРРОМИНИ Франческо

БОРРОМИНИ Франческо, настоящая фамилия Кастелли (1599–1667 гг.) – итальянский архитектор, представитель стиля барокко. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под руководством своего дяди, архитектора Карло Мадерна. В 1625 г. создал первые проекты двух колоколен для храма Всех святых (бывшего Пантеона) и решётки у входа в капеллу Святых Даров в соборе св. Петра. В 1632 г. получил звание архитектора. На стиль Франческо Борромини оказали влияние готические постройки в Милане, архитектурная графика Леонардо да Винчи, а также искусство Античности и Ренессанса в период совместной работы с Карло Мадерна в Риме. К числу первых самостоятельных работ Франческо Борромини исследователи относят церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634–1641, 1665–1667 гг.), построенную для монастыря Ордена босых тринитариев. Овальная в плане постройка, возведённая на маленьком участке в форме трапеции, перекрыта высоким овальным куполом. Особо выразительным исследователи считают двухъярусный фасад: волнообразные очертания его стены повторяют изогнутые линии антаблементов и балюстрад. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчён за счёт глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены. Своеобразие планировки, по мнению исследователей. отличает церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1642–1660 гг.), расположенную во внутреннем дворе Римского университета. Её план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. Строгий двухъярусный фасад, декорированный накладными аркадами и пилястрами, соединён с арочными лоджиями университетских зданий XVI в.; его вогнутая стена образует неглубокую нишу и напоминает алтарную апсиду, а прямоугольный двор и лоджии – соответственно центральный и боковые нефы храма. Подобная идея сакрализации внутреннего пространства двора, освящаемого храмом-алтарём, по мнению исследователей, была вызвана влиянием произведений архитектора Донато Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто)).

 



 
PR-CY.ru