Словарь по христианству Б БРАУН Роберт

БРАУН Роберт

БРАУН Роберт (около 1550 – 1633 гг.) – английский протестантский теолог, проповедник, один из основателей конгрегационализма, основоположник радикального направления в пуританстве, названного, по его имени, браунизмом. Закончил Корпус-Кристи-колледж (Кембридж) со степенью магистра искусств (1572 г.). Получил от Англиканской церкви разрешение на проповедническую деятельность (1579 г.) и начал проповедовать в Кембридже, но, несмотря на то что через год разрешение было отозвано, продолжал свою деятельность в Норфолке и Суффолке. Из-за преследований Р. Браун был вынужден эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. опубликовал два программных сочинения: «Трактат о немедленной реформации» («Treatise of Reformation without Tarying for Anie») и «Об образе жизни истинных христиан» («A Booke Which Sheweth the Life and Manners of all True Christians»). В 1583 г. в Англии королевской прокламацией учение Р. Брауна было объявлено вне закона. Браунисты называли церковь, берущую начало от светской власти или ею контролируемую, «церковью антихриста». Они считали, что церковь должна быть независимой как от государства, так и от какого-либо вышестоящего института и должна признавать только власть Христа. Единственным основанием для создания конгрегации может быть общность веры определённого количества людей. Согласие исповедовать одну веру получило наименование «ковенанта» (covenant) или договора. Решение о вступлении в общину принимается верующими добровольно. Каждый член конгрегации имеет право участвовать в управлении общиной. В вопросах веры не существует никакого внешнего авторитета, браунисты отвергали установленные внешние формы религиозной жизни, усматривая в предписанных молитвах «богохульство». Они считали Англиканскую церковь безнадёжно испорченной и призывали истинных пуритан к отделению от официальной церкви (отсюда и другоие название этого направления – сепаратизм). Состав церкви должен быть строго ограничен «истинными» христианами. Р. Браун в «Трактате о немедленной реформации» требовал чистоты причастия, т.е. выступал против причащения «святых» и «избранных» вместе с «невозрождёнными». Для понимания и проповеди Священного Писания, по мнению Р. Брауна, не требуется специального образования; он настаивал на большем участии мирян в жизни церковной общины. Исповедуемые Р. Брауном и его последователями идеи вызвали протест не только сторонников англиканства, но и большинства пуритан Елизаветинской эпохи, считавших, что браунисты намеренно провоцировали монарха и иерархов Англиканской церкви на репрессивные меры против пуританского движения в целом. В конце жизни Р. Браун вернулся из эмиграции на родину и отрёкся от наиболее радикальных идей своего учения. Термин «браунизм» нередко использовался в англиканской среде для обозначения любого вида пуританского сектантства, зачастую не связанного с теологическим учением Р. Брауна.

 
PR-CY.ru