БЕРНОН, Берно из Райхенау, Бернард

БЕРНОН, Берно из Райхенау, Бернард (около 978 – 1048 гг.) – аббат, литургист и музыкальный теоретик. Происходил, по мнению исследователей, из знатного германского рода. Некоторое время жил в аббатстве Прюм. В 1008 г. германский император Генрих II Святой назначил его настоятелем монастыря Райхенау, который пришёл в упадок при настоятеле Иммоне. Бернон восстановил в аббатстве мир и порядок. Особое внимание уделял развитию учёности; один из его учеников Герман Контрактус стал известным музыкальным теоретиком. Бернон дважды ездил в Рим для участия в коронации императоров Генриха (1014 г.) и Конрада (1027 г.). Материалы, собранные во время первой поездки, он использовал при написании трактата о мессе. В 1022 г. сопровождал императора Генриха в его поездке в Италию, посетив в том числе монастырь Монте-Кассино. Бернон первым из аббатов получил от папы Иоанна XIX право служить мессу в епископских облачениях (1032 г.). В области литургики наиболее значительными исследователи считают «Книгу о праздновании Адвента» и «Диалог о постах Четырёх времён года», которые Бернон адресовал архиепископу Майнца Арибону. Оба сочинения написаны с целью разрешить уставные проблемы, волновавшие Западную церковь того времени: сколько воскресений должен насчитывать Адвент (четыре или пять), в случае если Рождество Христово приходится на понедельник, и в каком месяце (феврале или марте) следует соблюдать один из постов Четырёх времён года. В сочинении «О различном изменении псалмов и песнопений» (Х. Эш подвергает сомнению авторство Бернона) рассматриваются текстуальные различия между галликанской и римской версиями богослужебной Псалтири на примере антифонов и литургических чтений, под влиянием идей Агобарда Лионского предлагается внести исправления в литургические тексты, что позднее и было сделано в римском Бревиарии. В трактате «Об обстоятельствах, относящихся к чину мессы» после краткого изложения содержания своих сочинений об Адвенте и посте Четырёх времён года Бернон рассматривает вопросы о поздних дополнениях к канону и другим частям мессы, порядке пения «Gloria», продолжительности празднования Пятидесятницы (семь или восемь дней), порядке чтения и пения на воскресных мессах в период после Пятидесятницы. По мнению исследователей, дитургические сочинения Бернона отмечены влиянием творчества Амалара из Меца. Главным трудом Бернона в музыкальной области исследователи считают тонарий с обширным теоретическим прологом, в котором автор пишет о транспозиции и так называемых медиальных тонах (toni medii); в ряде списков содержатся позднейшие добавления, сделанные Берноном к своему тексту. Пролог основывается на трудах более ранних музыкальных теоретиков (Аврелиана из Реоме, Хукбальда, Регино Прюмского, Анонима I Герберта, см. ст. Анонимы) и не учитывает теоретические новации Гвидо д’Ареццо (Аретинского). Исследователям известен также краткий тонарий, озаглавленный «О согласном различии тонов» и, по мнению исследователей вероятно, Берноном cпециально для преподавания в монастыре. Кроме того, Бернон – автор нескольких песнопений, содержащихся в рукописи (трёх гимнов, тропа на Богоявление, трёх секвенций и службы св. Ульриху), а также службы св. Мейнраду.

 
PR-CY.ru