Словарь по христианству Б БАНА

БАНА

БАНА – церковь на территории исторических областей – армянский Тайк (до VIII–IX вв.) и грузинский Тао (с VIII–IX вв.) (совр. иль Эрзурум, Турция). По единственному средневековому свидетельству грузинского историка XI в. Сумбата Давитисдзе, Бана была основана царём картвелов куропалатом Адарнасе (888–923 гг.), сыном убитого Давида куропалата: «Построил (он) Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели». Грузинский историк XVIII в. Вахушти Багратиони называет Бану кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси, а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались грузинский царь Баграт IV с Еленой, сестрой византийского императора Романа Аргира, похоронены грузинский царь Вахтанг (1442–1445 гг.) и его супруга. Во время Русско-турецкой войны Бана была сильно повреждена. Её первоначальный облик достаточно точно реконструирован по сохранившимся описаниям, обмерам и фотографиям. Первое описание и эскиз храма издал К. Кох (1843 г.). Евгений Густавович Вейденбаум (1879 г.) и Дмитрий Захарьевич Бакрадзе (1881 г.), оставившие также описания храма, видели его уже без купола. В 1902 и 1907 гг. Бану, находившуюся в руинах, посетил Евфимий Семёнович Такаишвили с группой архитекторов и тщательно изучил уцелевшие части храма, во второй половине XX в. ею занимались западноевропейские и американские исследователи. Е.С. Такаишвили ещё застал фрагменты фресок и несколько букв на асомтаврули; наличие грузинских надписей подтверждают Е.Г. Вейденбаум и Д.З. Бакрадзе. План памятника образует близкий к кругу полигон наружной стены и вписанный в него тетраконх, восточная конха которого служила алтарной апсидой. Прямоугольные помещения между четырьмя конхами образовывали круг внутренней стены кольцевого обхода. Конхи в нижней части были прорезаны аркадами на колоннах. Аркады на пилонах, примыкающие изнутри к наружной стене, являются поздними добавлениями, укрепившими наружную стену. Общий объём памятника представлял собой трёхъярусную пирамиду, образованную полигоном наружной стены, тетраконхом и куполом на барабане. Таким образом, Бана принадлежала к типу так называемых тетраконхов с обходом, которые, как полагают исследователи, построены по подобию «Золотого октагона» в Антиохии и были распространены от Италии на западе до Месопотамии на востоке и представлены в странах Закавказья памятниками VII в.: Звартноц около Эчмиадзина (Армения), церковь в Леките (Кавказская Албания). По мнению Георгия Николаевич Чубинашвили, Вахтанга Вуколовича Беридзе, Т.А. Марутян, сообщение Сумбата Давитисдзе следует понимать как свидетельство об обновлении в IX–X вв. храма, основанного ещё в VII в. Именно в этот период епископом в Тайке был будущий католикос Армении Нерсес III, армянин-дифизит, прозванный Шинол (Строитель) в связи с активным церковным строительством как в Тайке (например, Ишхани), так и за его пределами (например, Звартноц) во время своего епископства. Но Е.С. Такаишвили, Шалва Ясонович Амиранашвили, С.Х. Мнацаканян утверждают, что сообщение Сумбата Давитисдзе должно трактоваться буквально, т.е. как свидетельство об основании храма в IX–X вв., когда он находился на территории Грузии.

 
PR-CY.ru