БИНБИР-КИЛИСЕ

БИНБИР-КИЛИСЕ (тур. Binbirkilise – тысяча и одна церковь) – группа древних поселений у горы Карадаг, в 80 км на юго-восток от города Конья (область Ликаония в римскую и византийскую эпоху; современный иль Караман). Здесь сохранились руины больше сорока ранне- и средневизантийских храмов, отнесённых к двум группам, расположенным на нижнем поселении, идентифицируемом исследователями как место города Барата (современный Маденшехир), где в IV–XII вв. находились епископия, и на верхнем поселении – убежище Деглер. Также на Карадаге сохранились хеттские скальные изваяния, несколько храмов, построенных на пиках горы, и ряд средневековх укреплений. Бинбир-килисе известно учёным с 1826 г.; его посещал Дж. Гамильтон и многие путешественники XIX–XX вв., а также экспедиции Джона Джорджа Кларка Андерсона, Якова Ивановича Смирнова и Дж.У. Кроуфта (1900 г.) и К. Хольцмана (1903 г.); наиболее серьёзное исследование осуществлено У. Рамсеем и Гертруды Белл (1905 и 1907 гг.), фотографии Г. Белл хранятся в университете города Ньюкасл-апон-Тайн – основной источник сведений об утраченных фрагментах памятников в период с 1826 по 1905 гг. Большинство храмов представляло собой каменные сводчатые базилики с боковыми нефами и нартексами, исследователи встречали храмы с центричным планом, среди которых – маленький купольный октагон с четырьмя выступами-рукавами, подобный описанному Григорием Нисским мартирию конца IV в. в Ниссе (Каппадокия); группа крестообразных погребальных капелл; ряд храмов с планом типа вписанного креста. Храм в Маденшехире, по мнению исследователей, отличает свободно стоящая экседра с востока, в то время как большая базилика в Деглере с двухэтажным нартексом и галереями над нефами напоминает исследователям церковь Святой Софии в Фессалонике или церковь Успения Богородицы (VIII в.?, уничтожена в 1922 г.) в Никее (современный Изник). В целом архитектура имеет общие черты с сирийскими и армянскими памятниками (широко распространены подковообразные проёмы, однотипное устройство колонных нефов и апсид). Скульптурного декора мало, в основном, это простые резные балки и профилировки. Декоративные кладки из кирпича также редкие, сведены к дверным и оконным проёмам. Эти здания исследователи часто описывают как «деревенские церкви», однако простота облика храмов обманчива. Поскольку почти все они имеют следы штукатурки на стенах, исследователи предполагают, что они были расписаны так же, как скальные церкви Каппадокии. У. Рамсею и Г. Белл Карадаг представлялся своего рода священной горой, подобной Афону или Синаю; современные гипотезы связывают процветание района и строительство большого количества церквей с развитием по соседству шахт по добыче серебра или города раннехристианской и византийской эпохи как центра обширной сельской округи. В Маденшехире церкви возводились уже в V–VI вв., на что указывают их планы; признаки более поздней фазы развития комплекса, во время которой были проведены значительные перестройки, свидетельствуют о том, что поселение существовало до начала VII в., после арабского вторжения большая часть населения перешла в защищённый Деглер. С середины IX в. Маденшехир был вновь заселён и развивался до турецкого вторжения в конце XI в. Согласно другой версии (С. Эйидже), перестройки в Маденшехире отражают последствия землетрясений. Однако на Деглере доминируют более поздние типы зданий (купольные базилики, храмы типа вписанного креста и храмы с галереями) и строительной техники (декоративные кирпичные кладки, аркатура и ниши), при этом образцы планов, типологически принадлежащих IV–VI или XI–XIII вв., исследователи пока не обнаружили. Позднейшая перестройка церквей в Маденшехире наиболее заметна исследователям на изменённом облике большой базилики, над которой возвели новый свод, а колонны нефа заменили пилонами.

 
PR-CY.ru