БАС

БАС (итал. basso – низкий, франц. basse, англ. bass): 1. Самый низкий мужской певческий голос (сольный и хоровой) и исполняемая им партия. Различают высокий, или певучий, бас (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, бас (итал. basso profundo). Высокий бас бывает двух типов: лирический (диапазон G – f1) и драматический (диапазон F – e1). Диапазон низкого баса – (C, D) E – d1 (e1). Для певучего баса характерна наибольшая сила звучания в верхнем регистре, глубокий бас звучит сильнее в нижнем регистре. В хоре высокий и низкий басы образуют басовую группу голосов. В русских хорах встречается особый, самый низкий вид баса – басы-октависты с диапазоном (А1) B1 – a (c1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорахa capella («Всенощное бдение» Сергея Васильевича Рахманинова, сочинение 37, №11, 12 – партия вторых басов). Для древнерусского знаменного одноголосного пения характерно ведение напева мужскими голосами в унисон, иногда более низкие голоса, басы, могли дублировать его в октаву. В традиции русского партесного пения сложилось несколько типов басовых партий: а) в песнопениях с «постоянным многоголосием» (см., например, песнопения Петра Норицына и Стефана Беляева: Исторический музей: книга басов) на раннем этапе (середина – конец XVII в.) басы выполняли функцию малоподвижной гармонической опоры аккорда; в конце XVII – первой половине XVIII вв. басовая партия значительно выделялась из хоровой партитуры большим количеством внутрислоговых распевов, становясь иногда даже подвижнее и ярче, чем основная знаменная теноровая мелодия; б) в партесном концерте (см., например, концерты Николая Павловича Дилецкого) басам поручалась не только роль гармонического аккордового стержня, но и большие участки мелодических образований (как сольных, так и в паре с другими голосами партитуры); басы могли на равных с тенорами, альтами и дискантами участвовать в имитациях и канонических секвенциях. В духовных концертах XVIII в., преимущественно гомофонно-гармонических, бас выполнял функцию нижнего тона аккорда, повторяя ритмический рисунок других голосов либо образуя гармонически малоподвижные педали (например, концерт Дмитрия Степановича Бортнянского №19 «Рече Господь»). Гораздо реже авторы создавали полифонические построения (имитации, секвенции, фугато), в которых участвовал и бас (например, концерт Д.С. Бортнянского №18 «Благо есть исповедатися» Allegro comodo и его же двуххорный концерт «Слава в вышних Богу»). В хоровой музыке XIX–XX вв. встречаются все перечисленные типы басовых партий: гармонические педали в квинту или октаву («Свете тихий» G-dur Алексея Фёдоровича Львова), имитационные проведения («Литургия» Петра Ильича Чайковского, opаторий 41, №14: Причастный стих), сольные распевы на фоне тянущихся голосов («Всенощное бдение» С.В. Рахманинова, №12: Славословие великое) и т.п. 2. Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения. 3. Термин «бас» используется также как дополнительное обозначение для музыкальных инструментов низкого (басового) регистра: туба, контрабас, саксофон-бас, домбра-бас, бас-кларнет и др.; а также народных инструментов: виолончель – басоля (Украина) и басетля (Белоруссия). 4. Цифрованный бас (итал. basso continuo – непрерывный бас) или генерал-бас – тип записи музыкального аккомпанемента в виде басовой партии с цифрами, указывающими интервалы для построения аккордов, сложившийся во второй половине XVI в. в Италии.

 
PR-CY.ru