Словарь по христианству Б БАЖАНСКИЙ Порфирий Иванович

БАЖАНСКИЙ Порфирий Иванович

БАЖАНСКИЙ Порфирий Иванович (1836–1920 гг.) – униатский священник, украинский музыкально-общественный деятель, регент, фольклорист, музыковед, композитор. Родился в семье дьяка, прибывшей в Карпаты с Надднепрянщины, получил образование в греко-католической Львовской духовной семинарии (1862–1864 гг.). После рукоположения (во Львове) стал священником в селе Сороки-Львовские. Записал напевы богослужебных песнопений в городах и сёлах Западного Подолья, Покутья, Галичины, изучил местный певческий репертуар (трёх-, четырёх-, семиголосное пение) и дал его характеристику в своих работах. Хотя многие церковные хоры, включавшие певцов со знанием нотной грамоты, исполняли во второй половине XIX в. авторские сочинения (Дмитрия Степановича Бортнянского, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова и др.), основной формой общенародного западноукраинского церковного пения, согласно описанию П.И. Бажанского, оставалась так называемая самойлiвка (самоïлка, самойловка, самойлувка – от сам и ловлю, улавливаю [на слух]) – двух-трёх-голосный распев, преимущественно устной традиции. Церковное двухголосие и трёхголосие было также формой исполнения напевов, зафиксированных в «Ирмологионах» в одноголосном виде. Музыкально-эстетические взгляды П.И. Бажанского формировались под влиянием стилистики народных обиходных распевов и поэтому отличались консерватизмом. Считая себя единомышленником Фёдора Петровича Львова, Николая Михайловича Потулова, протоиерея П.И. Турчанинова, протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского, П.И. Бажанский ратовал за несложные, консонантного склада гармонизации напевов (близкие знаменному многоголосию), согласованные «со старинным духом», и выступал против влияния «западного фигурализма» – западноевропейской мелодики «модерного» стиля, чуждой славянским традициям. Своё понимание церковного пения в Западной Украине П.И. Бажанский изложил в работе «Исторiя руського церковного пѣнiя». П.И. Бажанский является автором хоровых произведений (в том числе четырёх циклов литургии), «простонародных» опер-мелодрам и многих других. На основе собственных полевых записей (4 тыс. народных мелодий) осуществил фундаментальное издание западноукраинского фольклора «Русько-народнi галицькi мелодiï» (десять выпусков-«сотень»).

 
PR-CY.ru