БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 8

Восточно-белорусские земли (Полоцк, Витебск), в XIII в. имевшие собственных князей, вошли в состав Великого княжества Литовского в XIV в. и сумели сохранить в отличие от Западной Беларуси достаточно широкую автономию. В Полоцкой земле в XIII–XV вв. утвердился коллективный патронат бояр и мещан над местной епископской кафедрой, а также над Спасо-Евфросиниевским монастырём. Даже в XVI в. полоцкие владыки занимали свою кафедру по челобитью здешних бояр. Полоцкий архиерей считался старшим представителем всей Полоцкой земли, его печатью (после великокняжеской) скреплялись государственные документы. В XIII–XV вв. в Западной Руси прекратилось строительство каменных храмов. В XIV–XV вв. основывались монастыри, но их число было несравненно меньшим, нежели в Московской Руси. В XIII–XVI вв. в Великом княжестве Литовском были прославлены лишь преподобный Елисей Лавришевский (на Виленском соборе 1514 г.) и, как полагают исследователи, святитель Макарий, митрополит Киевский (ум. в 1497 г.). Начиная с Гедимина великие литовские князья, враждуя с Московским княжеством и проживавшими в его пределах Киевскими митрополитами, предпринимали попытки устроить в своём государстве особую митрополию с центром в Новогрудке. Около 1317 г. Гедимину удалось добиться у Константинопольского патриарха Иоанна XIII Глика создания Литовской епархии с центром в Новогрудке, в состав которой помимо Полоцкой епархии перешли обширные территории, входившие раньше в состав Туровской кафедры (с конца XII в. до начала XIV в. Туровская епархия не упоминается в источниках). В 1330 г. Литовско-Новогрудская митрополия, как её иногда называют в литературе, временно прекратила своё существование. В первой половине XIV в. в Новогрудке, на детинце, была возведена небольшая каменная церковь Пресвятой Богородицы, исследователи предполагают, что она являлась кафедральным собором митрополии. Попытки создания особой митрополии в границах Великого княжества Литовского продолжились и после Гедимина. В 1352 г. великий князь Ольгерд отправил в Константинополь инока Феодорита с просьбой возвести его в сан митрополита, чего, однако, не произошло. На обратном пути Феодорит заехал в Тырново, где в нарушение канонов принял посвящение в сан митрополита от Болгарского патриарха. Вернувшись в Великое княжество Литовское, он около двух лет управлял западнорусскими епархиями, затем был низложен и отлучён от церкви. В 1354 г. Ольгерд сумел добиться от Константинополя поставления в митрополита «на землю Литовскую и Волынскую» тверитянина Романа (ум. в 1361 г.), при этом Киев остался под властью проживавшего в Москве митрополита Алексия. Такое положение дел не устраивало Романа, желавшего подчинить себе церкви Киева, а также Тверскую и Брянскую епархии. Следуя политике, которую в борьбе за объединение русских земель проводили Литва и Москва, оба митрополита, и Роман и святитель Алексий, стремились подчинить своей юрисдикции все русские земли, что было причиной большого числа конфликтов. После смерти Романа особая митрополия в Великом княжестве Литовском вновь была упразднена, и западнорусские епархии перешли под омофор святителя Алексия, но из-за враждебного отношения к святителю со стороны Ольгерда митрополит не мог их окормлять.

 



 
PR-CY.ru