БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 7

Положение западнорусских земель ещё больше осложнилось после нашествия на Северо-Восточную и Южную Русь монголо-татар (1237–1240 гг.), что совпало по времени с объединением в единый Ливонский орден (1237 г.) двух ранее утвердившихся в Прибалтике немецких Орденов: меченосцев и тевтонов, вскоре обрушившихся своей военной мощью на литовцев и Западную Русь. В противостоянии, с одной стороны, монголо-татарам, с другой – немцам в середине XIII в. в Верхнем Понеманье сложилось Великое княжество Литовское. До Ягайло (1377–1434 гг.) великие литовские князья держались язычества. Ярким примером религиозной индифферентности может служить Миндовг (около 1230 – 1263 гг.). После того как соперник Миндовга Литовский князь Товтивилл, сидевший в Полоцке, прибыл в Ригу и перешёл там в католичество, Миндовг, напуганный угрозой, исходившей от Ливонского ордена, в 1252 г. также обратился в католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев в 1260 г. он вернулся в язычество, которого, по существу, никогда не оставлял. Иначе вёл себя сын Миндовга Войшелк (1264–1268 гг.). По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить неудавшееся, правда, паломничество на Святую гору Афон. Вернувшись, Войшелк основал «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ» монастырь («Полное собрание русских летописей», том 2). Исследователи не исключают, что этим монастырём была Успенская Лавришевская обитель, сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос конца XIII – начала XIV вв. После добровольного ухода Войшелка в монастырь в Литве и западнорусских землях два года правил сын Даниила Галицкого Шварн, затем язычник Тройден (1270–1282), его братья (Броза, Сирпутий, Лесий и Свилкели) были православными. Пагубное воздействие на православных в Великом княжестве Литовском оказали в это время изгнанные немцами пруссы-язычники, которых Тройден в 1276 г. поселил в районах Гродно и Слонима. Пруссы ещё больше усилили языческие настроения среди литовцев и соприкасавшихся с ними предков белорусов. Занимавшие великокняжеский стол после Тройдена Витень (1293–1315 гг.), Гедимин (1316–1341 гг.), Ольгерд (1345–1377 гг.), Кейстут (ум. в 1382 г.), как и подавляющее большинство их соплеменников, были язычниками. Сильной привязанностью к язычеству литовских правителей исследователи в значительной степени объясняют то обстоятельство, что в XIII – первой половине XIV вв. Киевские митрополиты, с 1299 г. проживавшие в Северо-Восточной Руси, ни разу не посетили западнорусские епархии. Когда же митрополит св. Алексий в 1358 г. приехал в Киев, входивший в сферу политического влияния Ольгерда, он был схвачен и посажен в темницу и только по милости Божьей сумел бежать. Западная часть Беларуси в XIII – начале XIV вв. находилась под властью галицко-волынских князей, покровительствовавших православной церкви: князь Владимир Василькович (1269–1289 гг.) в Бресте построил церковь во имя апостола Петра, в Каменце – храм Благовещения. После смерти в 1340 г. последнего Галицко-Волынского князя Болеслава-Юрия она вошла в Великое княжество Литовское.

 



 
PR-CY.ru