БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, Белоруссия - Страница 6

По преданию, в конце XII в. под Пинском была обретена Купятицкая икона Божьей Матери. От конца XII в. сохранилось и Полоцкое Евангелие-апракос. В XII в. в Полоцкой и Туровской землях, как и в других областях Киевской Руси, быстро утвердилось почитание страстотерпцев князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида (ум. в 1015 г.). В честь святых были основаны монастыри в Полоцке (Бельчицкий) и Турове. В Гродно, Новогрудке и ряде других мест в память св. Бориса и Глеба были построены приходские храмы. Изображения св. страстотерпцев сохранились на фресках в церкви во имя св. Параскевы Пятницы в Бельчицком монастыре, в Спасо-Преображенской церкви полоцкого Евфросиниева монастыря. В Минске была найдена вислая печать с вытиснутым на ней обликом св. Глеба, в посёлке Копысь обнаружена бронзовая иконка св. Бориса и Глеба, в Мстиславле найден медальон с их изображением. Все эти предметы датируются XII в. Полоцкий князь Всеслав Брячиславич (1044–1101 гг.) назвал в честь св. страстотерпцев четырёх своих сыновей: Бориса, Глеба, Романа, Давида. Гродненский князь Всеволодко Давидович (ум. в 1142 г.) дал в честь св. Бориса и Глеба имена двум своим сыновьям. Князь, владевший в середине XIII в. Волковыском, носил имя Глеб. Западнорусские князья поддерживали тесные связи с Киево-Печерским монастырём: вклады в монастырь давал Полоцкий князь Всеслав Брячиславич, по повелению Минского князя Глеба Всеславича (1101–1119 гг.) в Киево-Печерском монастыре в 1108 г. была построена трапезная, князь Глеб дал монастырю при жизни 600 гривен серебра и 50 гривен золота, после его смерти его супруга княгиня Анастасия пожертвовала 100 гривен серебра и 50 гривен золота. После смерти княгини в 1158 г. по её завещанию Киево-Печерский монастырь получил «5 сел с челядью», что положило начало владениям монастыря в Беларуси. К XII в. восточные славяне (в том числе жившие на территории современной Беларуси) превратились в единую древнерусскую народность, которая характеризовалась общностью языка, религии, культуры и этнического самосознания, огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла православная церковь. По данным археологов, к началу XII в. у восточнославянского населения Полоцкой и Туровской земель на смену обряду кремации пришёл обряд ингумации, что свидетельствует об усвоении ими христианства. О широком распространении грамотности среди восточных славян, живших на территории современной Беларуси, после принятия ими христианства говорят многочисленные находки стилосов и надписей на различных предметах, а также берестяных грамот. В дальнейшем в церковной жизни предков белорусов наступил период упадка, который в конечном счёте привёл к заключению в 1596 г. Брестской унии. Главной причиной упадка церковной жизни было то, что в XIII в. западнорусские земли оказались под властью великих литовских князей, которые в большинстве своём были язычниками. В конце XII – начале XIII вв. литовцы в своих набегах на Волынскую, Смоленскую, Псковскую земли беспрепятственно проходили через небольшие и слабые западнорусские княжества, подвергая их также разорению. В летописях отсутствуют упоминания о существовании в XIII в. ранее известных Минского, Друцкого, Заславльского, Логойского, Клецкого, Слуцкого княжеств, по мнению исследователей, это связано с разорением их литовцами.

 



 
PR-CY.ru