БЛАГОГОВЕНИЕ - Страница 3

Благоговеть – значит, быть причастным при соблюдении почтительной дистанции по отношению к предмету нашей причастности. Подлинно благоговеющий добровольно умаляет себя перед благоговеемым, тем самым открывая в нём и для себя новые возможности одухотворённого действия и возрастания. Очерченное понимание благоговения глубоко вошло в христианскую традицию – его пробуждает и в нём раскрывается существо христианского богослужения, его утверждают и развивают многовековой уклад церковной жизни, почитание святых. Выдающиеся произведения христианской письменности, включая Жития святых, учительную литературу, воспитывают в духе благоговения перед Господом и Его творением. По словам Тихона Задонского, «дети пред отцем своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом вездесущим и все назирающим должно ходить со страхом и благоговением». Благоговение, согласно Тихону Задонскому, рождается от познания вездесущия Божия: «Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе благоговеинство». По учению св. отцов, благоговение – необходимое условие для занятия богословием, участия в богослужении, вообще в духовной жизни. Афанасий I Великий говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания: «Божество познаётся не в словесном изложении..., но в вере и благочестивом размышлении с благоговением». Иоанн Златоуст называет благоговением состояние души, необходимое при чтении Священного Писания. По его словам, «надлежащее благоговение» наряду со страхом и трепетом характеризует состояние приступающего к Святым Тайнам. Он укоряет своих слушателей в том, что они приходят в храм мимоходом, по привычке к празднику, а не по благоговению души. Термин «благоговение» употреблялся в древней церкви и как форма обращения: «Твоё Благоговение», – так обращается Афанасий Великий к императору Иовиану и Серапиону Тмуисскому. В русской мысли заслуга выявления подлинной религиозной и философско-этической содержательности понятия «благоговение» принадлежит Владимиру Сергеевичу Соловьёву, который представил в «Оправдании добра» целостную систему истолкования человеческой нравственности, возводящую её к трём взаимосвязанным истокам: чувствам стыда, жалости и благоговения. При этом чувство стыда, согласно В.С. Соловьёву, выражает этическое отношение человека к низшей природе, жалость – к подобным ему живым существам, благоговение (или благочестие) определяет «должное отношение человека к высшему началу» и составляет таким образом «индивидуально-душевный корень религии».

 



 
PR-CY.ru