БЛАГОГОВЕНИЕ - Страница 2

При этом то и другое тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впоследствии имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или государства, вследствие чего благоговение приобретает публичный характер. Однако поскольку могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают – священный трепет, нравственная привязанность и религиозное поклонение в античном мировоззрении ещё не объединяются в органическую целостность, присущую идее благоговения в христианском понимании. В Ветхом Завете, с одной стороны, благоговение – страх и трепет в присутствии Бога и Его грозных знамений, это не статичный, ограниченный местом и временем, легко ритуализируемый священный страх приверженцев античного языческого культа, а глубокая душевная потрясённость и неизбывная тревожность человека, впервые ощутившего себя перед лицом действительно единого и всевластного, всюду настигающего Бога, Который есть «огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24), но (прежде всего остального) Который есть Сущий (Исх. 3:14). Благоговейный страх в ветхозаветном представлении – это страх Иакова, воскликнувшего о месте присутствия Господа: «Как страшно сие место!» (Быт. 28:17); страх и трепет Авраама, безропотно ведущего на заклание своего единственного и возлюбленного сына (Быт. 22). С другой стороны, столь же углублённый характер приобретает в Ветхом Завете этика любви к Богу: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5); вся религиозно-нравственная атмосфера ветхозаветного бытия исполнена напряжёнными взаимоотношениями любви, сострадания, коллизиями верности и неверности человеческой в ответ на непреложную верность Бога. Страх и любовь, как два своеобразных вектора, сближаясь, создают этос благоговения. Благая весть о воплощении, страстях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа создаёт для христианского мироощущения центральную перспективу, в которой понятие «благоговение» объединяет в себе преклонение перед величием и всемогуществом Божьим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство собственной ответственной причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. Прообразованный для христиан Священной историей этос благоговения становится существенным элементом как религиозного опыта, так и человеческой нравственности, налагая свой отпечаток на устойчивые типы отношений личности к почитаемым ею людям, ценностям культуры, духовным и нравственным святыням, миру природы. Благоговение перед кем-либо означает почитание данной личности в силу изначально дарованного ей Богом совершенства, открытого и привлекательного для нас и вместе с тем требующего от нас деятельного соучастия.

 



 
PR-CY.ru